Дюмулен Г. История дзэн-буддизма

Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. / Пер. с англ. Ю.В. Бондарева. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — 317 с.

Содержание
OCR
гласно которому все рожденные умрут, а все формы об­
речены на распад.
Однако если предположить, что позиция адептов Хина­
яны состоятельна, и принять причинную цепь из двена­
дцати звеньев в свете доктрины о карме и сансаре как
объяснение непрерывного изначального влияния на на­
стоящее, прошлое и будущее, то нирвана означает осво­
бождение от круга рождений и смертей и, следовательно,
является уходом от жизненных страданий, порожденных
кармой. Согласно буддийской терминологии бытие пред­
ставлено Пятью Элементами (скандха), существование ко­
торых возможно лишь в процессе цикла реинкарнаций (сансара). Что же касается «острова свободы», «другого берега»,
то он лежит вне сферы интеллектуального постижения.
Раннебуддийские философы, склонные к скептицизму
и пессимизму, даже не пытались искать в учении возвы­
шенные мотивы. Проникновенные слова срываются с губ
истовых последователей веры — монахов и монахинь, при­
внесших в учение экзальтацию и мистическую окраску.
Читаем: «Существует нерожденное, невозникшее, несотворенное, неоформленное. Не будь его — нерожденного,
невозникшего, несотворенного, неоформленного, — то не
было бы выхода из мира рождений, становления, сотворе­
ния, оформления». «Великий океан безбрежен, неизмерим
и бездонен... Таков же и Совершенный: Он непостижим,
неизмерим и неисчерпаем». Здесь отрицание означает пол­
ный выход за пределы возможностей человеческой мысли
и слова.
В Упанишадах также говорится о Вселенной и Пус­
тоте бога Брахмы. В следующих стихах мы слышим ту же
мистическую ноту, которая прозвучала в отрывке, про­
цитированном Ольденбергом:
Непостижим тот, кто обрел успокоение.
Не изречь о нем ни единого слова.
Улетучилось все, за что цеплялась мысль.
Цепями безмолвия скованы уста.
22