Дюмулен Г. История дзэн-буддизма

Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. / Пер. с англ. Ю.В. Бондарева. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — 317 с.

Содержание
OCR
иезуит-японец посещал буддийские храмы, слушал лек­
ции известных бонз и делал выписки из буддийских пи­
саний.
Центральной фигурой того времени был приверженец
иезуитов брат-мирянин Фабиан, который провел детство
в дзэнском храме. Став христианином в возрасте семнад­
цати лет, он оказывал ордену услуги более двадцати лет.
Однако в итоге, когда его стремление стать священни­
ком не было удовлетворено, он отступился от христиан­
ской веры. Его трактат «Мьётэй Мондё», написанный в
1605 году и представленный в форме диалога между дву­
мя японками, был адресован японским женщинам-ари­
стократкам, которым по законам страны запрещалось
слушать христианских проповедников. Первые две час­
ти книги обличают буддизм и конфуцианство, а третья
посвящена восхвалению христианства.
Некоторые сохранившиеся фрагменты главы, облича­
ющей буддизм, позволяют судить об основной линии
аргументации. Буддизм — это доктрина отрицания, а
учение дзэн было нигилистическим с момента своего
возникновения, когда Будда повернул цветок, чем выз­
вал улыбку Кашьяпы: «И сказал Шакья: «Нирвана ис­
тинного закона невыразима. Я передаю его Кашьяпе».
Далее Фабиан продолжает: «Это положило начало секте
дзэн, которая проводит различие между эзотерическим и
экзотерическим». Далее он цитирует стихотворение:
Истинный закон закона — не закон,
Этот закон — не закон тем не менее и есть закон...

Фабиан истолковывает этот парадокс как отрицание, но
затем другая собеседница заявляет: «Ничто, которое про­
является в природе Будды, пустотно, но реально». Далее
текст прерывается, и мы не можем судить о том, каким
образом автор примиряет позиции спорящих. В любом
случае он хорошо знаком с терминологией дзэнской фи­
лософии, которая, по его мнению, сводится к провозгла221