Дюмулен Г. История дзэн-буддизма

Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. / Пер. с англ. Ю.В. Бондарева. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — 317 с.

Содержание
OCR
ло одухотворению тела. Существуют и такие, кто счита­
ет, что после смерти тела душа переселяется в другое и,
таким образом, души постоянно рождаются и затем уми­
рают».
Первая точка зрения представляет нигилистически
окрашенное буддийское отрицание субстанциональнос­
ти существования души. Во втором случае мы сталки­
ваемся с несколько искаженной основной позицией
Махаяны, а в третьем — мы имеем дело с индуистским
учением о переселении душ, ассимилированным буддиз­
мом. Христианский миссионер, воспитанный в духе ев­
ропейского логического мышления, не мог примирить
эти противоречивые концепции и поэтому пришел к
выводу, что дзэнская школа представлена различными
«вариантами».
В отчете о дискуссиях, составленном испанским бра­
том Фернандесом, который, хорошо владея японским,
был переводчиком, вопросы и ответы трактуются с раз­
ных позиций. Все основные религиозные разногласия
возникают в связи с вопросами относительно существо­
вания и ипостасей Бога, бессмертия души, разницы
между человеком и животным, присутствия в мире зла;
существования дьявола, божественной благодати и ис­
купления грехов. Более остального миссионеры стреми­
лись укоренить в сознании японцев принцип (pricipio),
дающий начало всему сущему. Приверженцы дзэн при­
нимали эту концепцию. Но согласно их позиции прин­
ципом является Ничто.
«После проявления к существованию великой Пусто­
ты, ей ничего не остается, как вернуться к той же изна­
чальной пустоте <...>. Этот принцип порождает все
вещи, будь то люди, животные или растения. Даже со­
творенная вещь содержит в себе этот принцип, и, когда
человек или животное умирает, четыре элемента возвра­
щаются в свое изначальное состояние, а этот принцип
возвращается к тому, чем он является... Принцип ни
218