Дюмулен Г. История дзэн-буддизма

Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. / Пер. с англ. Ю.В. Бондарева. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — 317 с.

Содержание
OCR
сана в «Хэкиганроку». Землю устилают более двадцати
видов мха, и поэтому храм стал известен как «моховой
храм» (кокэдэра).
Сады Мусе оказали неизгладимое влияние на японское
ландшафтное искусство. По всей стране расположено мно­
жество садов, обрамляющих сердцеобразный пруд (синдзи-икэ) и украшенных группами камней. Несмотря на то
что их часто связывают с именем Мусе, эта связь представ­
ляется весьма проблематичной. Японцам свойственно
стремление к подражанию, и каждый новый мотив в ис­
кусстве находит великое множество воплощений.
С распространением светского искусства храмовая
культура дзэн получила новый импульс к развитию. В те­
чение длительного периода храм Дайтокудзи занимал ли­
дирующее положение. В XV столетии наибольшее влияние
на формирование японской национальной культуры ока­
зал популярный и художественно одаренный наставник
Иккью. Его ученик-мирянин Суке (1422—1502), который
был отдан в монастырь еще ребенком и вернулся в мир в
возрасте двадцати четырех лет, был фактическим осново­
положником японской чайной церемонии. Как уже отме­
чалось, чай был завезен из Китая в более ранние времена,
а традиция чаепития распространилась в период Камакура. Этот напиток, одновременно успокаивающий и акти­
визирующий умственную деятельность, как нельзя лучше
соответствовал духу дзэн, так как адепты этого учения
стремились к самосовершенствованию в процессе умиро­
творенного медитативного бдения.
В своей обители, названной Синдзюан и расположен­
ной на землях храма Дайтокудзи, Суке приспособил ки­
тайскую чайную церемонию применительно к особенно­
стям японской национальной культуры. Один из его
учеников по имени Дзёё продолжил дело учителя, а за­
тем уже его ученик Сэн-но-Рикью (1521 — 1591) — выхо­
дец из богатой купеческой семьи из портового города
Сакай близ Осаки — научился чайной церемонии у мо203