Дюмулен Г. История дзэн-буддизма

Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. / Пер. с англ. Ю.В. Бондарева. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — 317 с.

Содержание
OCR
мирянами. Монашеская роба становится для них тене­
тами, а пояс — веревкой, связывающей тело и усилива­
ющей муки».
Последние слова перекликаются с современными
представлениями об аде, к концепции которого Иккью
относился весьма скептически.
В учении Иккью отчетливо прослеживается мысль о
преходящей природе всех вещей и о внушении безраз­
личия к жизни и смерти. В первый день нового года он
шествовал по улицам столицы с бамбуковым шестом, к
которому был прикреплен его трактат «Скелет». На воп­
росы изумленных зевак он отвечал, что лишь скелет
может считаться достойным знамением: «Если вы не
будете, подобно этому скелету, на «ты» со смертью, то
не познаете счастья». Он резко критиковал идеи о за­
гробном мире, которые исповедовали приверженцы
культа Амиды. Рай для верующего еще более неуловим,
чем стремительный поток воды: «Если человек очистит
свой разум и постигнет собственную природу, то не ос­
танется ни Чистой Земли для надежд, ни адовых мук для
опасений, ни страстей для борьбы с ними, ни различия
между добром и злом. Он освободится от круга перерож­
дений. Он будет возрождаться в любом проявлении жиз­
ни по собственному усмотрению».
Таким образом, Иккью проповедовал просветление в
повседневной жизни. Он ниспровергал старые законы и
высмеивал суеверную практику возжигания огней на по­
хоронах, равно как и подношение еды умершему или по­
гребальную декламацию сутр. Священные дары вселенной:
дождь и роса, лунный свет, дуновение ветерка, тревожаще­
го верхушки сосен, журчание воды в фонтане — вот те ка­
тегории, которые постигаются при правильном чтении
сутр. В одной из японских песен он поет: «Несите в дар
арбузы и баклажаны или воду реки Камо».
Иккью называл себя «сыном странствующего облака».
Несмотря на некоторую эксцентричность, его отличал
198