Дюмулен Г. История дзэн-буддизма

Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. / Пер. с англ. Ю.В. Бондарева. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — 317 с.

Содержание
OCR
жавшая к благородному семейству Фудзивара, была фа­
вориткой императора Го-Комацу. Забеременев, она по­
кинула двор и родила ребенка в бедной крестьянской
хижине. В нежном возрасте мальчика отдают на воспи­
тание монахам, которые знакомят его с основными по­
ложениями буддизма. В том же монастыре он изучает
литературу и общеобразовательные дисциплины. Он ста­
новится поклонником поэзии, и тома его избранных сти­
хотворений свидетельствуют о том, что он преуспел и на
этом поприще.
Иккью пришел к дзэн, исходя из личного религиозно­
го опыта. Когда ему было двадцать четыре года, он услы­
шал балладу слепого музыканта, посвященную обесчещен­
ной царской дочери, которая отказалась от мира. Три года
спустя крик ночной птицы пробудил в нем желание дос­
тичь великого озарения. После долгой и полной невзгод
жизни он умер в храме Дайтокудзи в Киото, настоятелем
которого являлся последние восемь лет.
Иккью был очень близок, возможно, слишком близок
к народу. Среди его знакомых и учеников были предста­
вители всех слоев общества. Он ел мясо и рыбу, любил
саке и женщин и был отцом многих детей. Человек ши­
роких взглядов и враг всякой фальши, он исповедовал
естественность религиозного служения, и это качество
было весьма привлекательным для его прихожан. Обли­
чая лицемерие монахов, он возвышался в глазах простых
людей:
«В былое время те, чьи сердца пробуждались к вере,
шли в монастыри, но сейчас все они покинули храмы.
Наблюдательный человек без труда заметит невежество
обитающих там бонз. Они полагают, что сидеть в меди­
тации обременительно, и отрицают практику коанов.
Они позволяют себе излишества и большую часть вре­
мени проводят вышивая свои подушки. С пущей важ­
ностью они носят монашеские одеяния, но, несмотря на
внешние манеры праведников, по сути они являются
197