Дюмулен Г. История дзэн-буддизма

Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. / Пер. с англ. Ю.В. Бондарева. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — 317 с.

Содержание
OCR
Имя Мусе ассоциировалось с возведением новых хра­
мов и многими художественными произведениями того
времени. По его настоянию сёгун обнародовал указ от
1338 года, что привело к построению дзэнских храмов в
шестидесяти шести местах — «храмов для умиротворения
страны» (анкокудзи). Фактически это стало продолжени­
ем древней традиции провинциальных храмов (кокубундзи), благодаря которой в эпоху Нара буддизм распрос­
транился по всей Японии и обрел популярность среди
населения. В то время как наставник Мусе и многие его
последователи обладали политическим влиянием и не­
редко занимали высокое положение при дворе сегуна,
провинциальные монастыри привлекали представителей
всех сословий.
Японский дзэн достиг высокой степени развития во
время долгого правления третьего сегуна Асикага Йосимицу (1367—1395). По его приказу в 1383 году был воз­
веден монастырь Сёкокудзи, в качестве филиала Тэнрюдзи. Первым настоятелем этой обители стал Мьёха —
племянник и любимый ученик Мусе, также известный
как наставник Фумиё (умер в 1388 году). Согласно но­
вому дзэнскому уложению этот храм был включен в
список «Пяти гор» Киото. В 1386 году сёгун официаль­
но установил иерархию дзэнских храмов. Превыше двух
групп киотских и камакурских монастырей стоит глав­
ный храм страны — Нандзэндзи. К концу XIV столетия
строительство новых храмов прекратилось, как и оста­
новилось распространение самого дзэнского движения.
Провинциальные обители стали получать указания и
духовные наставления непосредственно из Киото и Камакуры.
Следует особо отметить два дзэнских храма, основан­
ные в резиденциях сегунов Иосимицу и Йосимаса, при­
чем не столько в силу их религиозной значимости,
сколько вследствие несомненной художественной цен­
ности. Оба храма ассоциируются с именем Мусе, и это
190