Дюмулен Г. История дзэн-буддизма

Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. / Пер. с англ. Ю.В. Бондарева. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — 317 с.

Содержание
OCR
Кокуси), принадлежавшим к суровой китайской секте
Янцзи. Каноном секты стал сборник высказываний на­
ставников Дайо и Дайто, которые отличались китайским
стилем, характерным для чань-буддизма династии Тянь
и школ сунского периода. С момента основания храм
Дайтокудзи высоко почитался, и иногда его причисляли
к «Пяти горам» дзэнского движения в Киото. Однако
позднее его не включили в официальные списки, отведя
ему особое положение. О его влиянии на японскую куль­
туру свидетельствуют такие имена, как йккью, Суке и
Кобори Энею.
Еще при жизни первого настоятеля храма Дайтокуд­
зи, Мьёсё, в момент отречения императора Ханадзоно,
был основан храм Мьёсиндзи (1335 г.). В качестве мо­
настырских построек служили строения резиденции им­
ператора в Киото. Мастер Дайте предложил назначить
настоятелем своего любимого ученика Кандзану. После
достижения первого сатори последний удалился в уеди­
ненную обитель в провинции Дзифу, где занялся даль­
нейшей практикой. Несмотря на его протесты, он был
вынужден принять императорское приглашение. Прибыв
в столицу, он установил в храме Мьёсиндзи строгую
дисциплину, которая царит там и поныне. Несмотря на
размеры храмовых строений, они не отличались роско­
шью и архитектурными излишествами. Вокруг не было
ни садов, ни произведений искусства. В храмовом при­
деле похоронен основатель одной из самых значимых
школ японской философии Нисидо Китаро.
После одинокой смерти низверженного императора
Го-Дайго в Йосино победоносный сёгун Асикага Такаудзи воздвиг храм Тэнрюдзи на восточной окраине Ки­
ото (1339 г.) в память о покойном и во искупление соб­
ственных грехов. Он доверил главенство над храмом
самому известному буддийскому монаху того времени —
Сосэки (Мусе Кокуси, 1275—1351), который был дове­
ренным лицом покойного императора. Неоспоримые
188