Дюмулен Г. История дзэн-буддизма

Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. / Пер. с англ. Ю.В. Бондарева. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — 317 с.

Содержание
OCR
ным «полнолунному» просветлению. При этом не имеет
значения, если во время сидячей медитации возникают
стремления и желания, которые затем исчезают, опусто­
шая ум. Так же не имеет значения то состояние, когда
разум погружается в пучину бессознательного или про­
исходит то, что принято называть «Великим Просветле­
нием».
Второй отличительной чертой монистического учения
Махаяны является отождествление цикла становления в
сансаре с абсолютным покоем нирваны. Бесконечность
становления в последовательности рождений и смертей
соответствует реальной природе Будды. Стираются гра­
ницы между ноуменальным и пустотным, феноменаль­
ным и абсолютным. Догэн поясняет: «Все сущее есть
природа Будды. Часть всего сущего мы называем «живы­
ми существами». Сущность природы Будды обретается
как внутри, так и вовне живых существ». Исходя из этой
предпосылки, Догэн выводит формулу бытия и времени.
Все существа растворяются во времени. Вне времени нет
бытия. Существовать — значит (чем-то или кем-то) ста­
новиться: «Когда мы говорим о времени и бытии, то
время уже и есть бытие. Все сущее есть время». Вре­
мя — это движение абсолютного бытия. Соотношение
объектов во вселенной соответствует соотношению мо­
ментов во времени. Догэн определяет эту взаимосвязь
весьма конкретно: «Для цветов доступны все цвета, ибо
каждое время года также имеет свои цвета, такие, как
голубой, желтый, белый и так далее. Так же как с вес­
ной появляются цветы, так и появление цветов соответ­
ствует весеннему периоду».
Согласно такому представлению, время несопостави­
мо ни с субстанцией, ни с пространственной протяжен­
ностью. Подобно объектам, моменты времени сосуще­
ствуют в единой вселенной. Каждый такой момент
самодостаточен, ибо представляет настоящее вне связи
с прошлым и будущим. В связи с этим Догэн дает сле181