Дюмулен Г. История дзэн-буддизма

Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. / Пер. с англ. Ю.В. Бондарева. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — 317 с.

Содержание
OCR
ду средствами и целью, между желанием и вожделенным
объектом. Таким образом, монах занимался медитацией
не потому, что стремился достичь некой возвышенной
цели, но в силу того, что практика воспринималась как
непрерывный процесс просветления.
С точки зрения Догэна, дзэн — путь к совершенному
единению. Первым и основным дзэнским переживанием
является осознание единства тела и разума, то есть состо­
яние, внешне выраженное сидячей позой. Этой позой
начинается путь в царство просветления, ибо материаль­
ность неизбежно связана с духовностью, а все будды не­
пременно выражают просветленность своей природы по­
средством сидячей медитации.
Далее просветленный обретает единство с природой
и человечеством. У Догэна озарение стало тем источни­
ком, который питал его любовь к природе. В практике
коанов, которую Догэн не отрицал, а считал лишь вто­
ростепенным средством, он рекомендует ученикам не
стремиться к постижению парадоксов как к конечной
цели. Напротив, он настаивает на том, что разрешение
конкретной задачи, поставленной перед учеником в коане, должно осуществляться в контексте решения все­
ленских задач. Невозмутимо восседая наедине с приро­
дой, он постигает единство всех вещей, что, в свою
очередь, является решением всех загадок, предлагаемых
в коанах.
Опыт постижения единства распространяется на по­
вседневную жизнь. Просветленный, то есть тот, кто ви­
дит Единого во всем, постигает сущность всех вещей.
Для него перестают существовать различия между «чу­
десным» и «обыденным». Чудесный мир, о котором го­
ворят сутры, есть не то иное, как мир повседневной
реальности; мир деревьев, травы и цветов; мир гор, рек
и океанов. Точно так же медитирующий не испытывает
никаких особых изменений в сознании и теле. И все же
для новичка это состояние является «чудесным», подоб­

но