Дюмулен Г. История дзэн-буддизма

Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. / Пер. с англ. Ю.В. Бондарева. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — 317 с.

Содержание
OCR
чувство. На втором этапе осуществляется освобождение
от образов внешнего мира, и радость пронизывает тело
медитирующего. На третьем этапе ощущение радости
уступает место невозмутимости, а духовная сосредото­
ченность достигает своей кульминации. Четвертая, наи­
высшая ступень дхьяны представляет состояние полной
отрешенности (упекха), когда исчезают все мирские ра­
дости и печали, а вместе с ними и сам внешний мир.
Созерцая бесконечность, монах последовательно прохо­
дит царства бесконечности пространства, бесконечнос­
ти сознания, небытия и мира, лежащего за гранью
сознательного и бессознательного. Последующее разру­
шение «сознания и чувственного восприятия» соответ­
ствует экстатическому состоянию, но не конечному
освобождению в нирване.
Существует множество медитативных практик, но тех­
нике четырех дхьян отдается явное предпочтение. Со­
гласно канону Будда вошел в нирвану на четвертом этапе
дхьяны. Эта ступень сосредоточения создает предпосыл­
ки для обретения высших духовных сил, которые игра­
ют важную роль как в йоге, так и в буддизме Хинаяны.
К числу таких магических способностей (иддхи) относят­
ся левитация, телепортация, умение проникать сквозь
материальные объекты, оставаться невидимым, прика­
саться к луне и солнцу, а также ясновидение и т. п. Со­
стояния дхьяны порождают еще одно чудесное качество —
так называемое тройственное знание (тевидджа), которое
подразумевает способность вспоминать свои предыдущие
воплощения, предвидеть судьбу всех живых существ в
бесконечном цикле перерождений, постигать сущность
страдания и способов его преодоления. Вполне уместно
говорить о том, что наивысшее знание, то есть отправ­
ная точка буддийской доктрины, было обретено на выс­
ших уровнях мистического постижения. Таким обра­
зом, были созданы предпосылки для состояния святого
(архат).
17