Дюмулен Г. История дзэн-буддизма

Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. / Пер. с англ. Ю.В. Бондарева. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — 317 с.

Содержание
OCR
или полулотоса. В первом случае подъем правой стопы
кладется на левое бедро, а подъем левой стопы — на пра­
вое. Во втором случае лишь левая стопа кладется на пра­
вое бедро. Одежда должна быть свободной, но удобной.
Правая ладонь кладется на левую стопу, а тыльная сторо­
на левой ладони — поверх правой ладони. Большие паль­
цы рук соприкасаются.
Корпус держите прямо, не отклоняя его ни вправо, ни
влево, ни вперед, ни назад. Уши и плечи, нос и пупок
должны быть на одной линии, соответственно. Язык
прижат к нёбу, губы и зубы сомкнуты без напряжения,
а глаза постоянно открыты.
Убедившись в правильности позы, отрегулируйте дыха­
ние. Если возникнет желание, сосредоточьтесь на дыха­
нии, а затем забудьте о нем. Настойчивые занятия помогут
избавиться от всех привязанностей, и состояние сосредо­
точенности возникнет само по себе. Это искусство назы­
вается дзадзэн. Дзадзэн — это врата Дхармы великого
покоя и радости».
Последние слова этих указаний, записанные китай­
скими иероглифами, обозначают успокоение и источник
наслаждения. Дзадзэн, в отличие от взываний к имени
Амиды, представляет собой более легкий путь к про­
светлению, так как является естественным для челове­
ка состоянием. В индийском тексте Махаяны уже
говорилось о том, что «сидячая поза со скрещенными
ногами является наиболее умиротворяющей и принося­
щей успокоение. Вследствие того что руки и ноги на­
ходятся под контролем, сознание не распыляется. Из
четырех положений тела эта поза наиболее благоприят­
на». Таким образом, тело находится в состоянии рас­
слабленного сосредоточения, когда органы чувств и ум
продолжают бодрствовать, но в то же время находятся
в состоянии полного покоя. Комната для медитации
погружена в полумрак, ибо яркий солнечный свет так
же нежелателен для сосредоточения, как и усыпляющая
172