Дюмулен Г. История дзэн-буддизма

Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. / Пер. с англ. Ю.В. Бондарева. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — 317 с.

Содержание
OCR
От своего наставника Догэн унаследовал критическое
отношение к историческому развитию буддизма в эпохи
Тан и Сун. Он считал ошибочным категорическое отрица­
ние канонических писаний и полагал, что в отрыве от сутр
не существует никакой мистической передачи разума Буд­
ды. Сам термин «секта дзэн» он считал порочным: «Обо­
значение дзэн как секты есть дьявольское искушение.
Сатане потворствуют те, кто употребляет дьявольскую тер­
минологию, но не последователи Будды и патриархов».
В то время как Эйсай говорил о дзэн как об особой
японской школе, Догэн рассматривал дзадзэн вне связи с
конкретным учением и считал эту методику «великим пу­
тем будд и патриархов». По иронии судьбы привнесенная
Догэном из Китая секта Сото стала сильнейшей дзэнской
школой в Японии.
Дзадзэн — медитационная техника, во время которой
медитирующий сидит скрестив ноги и держит корпус пря­
мо. Догэн полагал, что именно эта поза освящена буддий­
ской традицией. И действительно, сидячая медитация
является основой многих хинаянских и махаянских прак­
тик. Пример Бодхидхармы, который провел в этой позе
девять лет у стены, вдохновил его последователей на по­
иск совершенства посредством дзадзэн. В своем раннем
трактате Догэн описывает методику сидячей медитации и
дает соответствующие указания:
«Если вы желаете достичь просветления, начинайте
заниматься дзадзэн не мешкая. Для этой медитации не­
обходимо тихое место, умеренность в пище и питье.
Освободитесь от всех привязанностей и оставьте в покое
десять тысяч вещей. Не думайте ни о добре, ни о зле; не
судите о том, что хорошо, а что плохо. Пусть ум, воля и
сознание сольются в едином потоке; отбросьте все же­
лания, понятия и суждения. Не помышляйте о том, как
стать буддой.
Подложите под себя плотную подушку, а поверх ее по­
ложите еще одну (круглую). Можно сидеть в позе лотоса
171