Дюмулен Г. История дзэн-буддизма

Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. / Пер. с англ. Ю.В. Бондарева. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — 317 с.

Содержание
OCR
дизме высшие уровни медитации и экстатического со­
стояния неотделимы от позы со скрещенными ногами.
Поиски ее истоков приводят нас в далекое прошлое, к
статуэтке из раскопок в Мохенджо-Даро, изображающей
медитирующее божество. В Упанишадах и сутрах Хина­
яны рассказывается об аскетах и учениках Будды, кото­
рые сидели в медитации в тени деревьев, наслаждаясь
прохладой, достигая единения с Брахманом, постигая
тщету и убожество всего мирского и предвкушая блажен­
ство нирваны.
Не менее важным компонентом являются дыхатель­
ные упражнения, которые также принадлежат наследию
индийской йоги. В то время как во многих упражнени­
ях йоги требуется сознательное подавление самого про­
цесса дыхания как основной жизненной функции,
«великолепный и радостный» контроль над дыханием,
который превозносится в хинаянских сутрах от имени
самого Будды, подчеркивает его сознательное поощре­
ние. «Монах осознает каждый вдох и выдох. Когда он
делает глубокий вдох или медленный выдох, то осознает
это. Когда он делает короткий вдох и быстрый выдох, то
также отдает себе в этом отчет». Буддисты не приемлют
принудительный характер йогических дыхательных уп­
ражнений. Кроме того, на четвертом уровне (этапе) дхьяны дыхание становится едва ощутимым. Четыре уровня
дхьяны и четыре царства бесконечности (арупа), которые
в палийском каноне нередко ассоциируются с девятым
этапом разрушения сознания и чувственного восприятия
(ниродха), составляют основу мистических практик в
буддизме Хинаяны.
После преодоления пяти препятствий (ниварана) —желаний, ненависти, лени, страха и сомнений — начи­
нается подъем по четырем ступеням дхьяны. На первом
этапе, предполагающем внутреннюю умиротворенность
и отказ от желаний, хотя внешние объекты и продол­
жают восприниматься, адепта охватывает блаженное
16