Дюмулен Г. История дзэн-буддизма

Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. / Пер. с англ. Ю.В. Бондарева. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — 317 с.

Содержание
OCR
и отказался от умозрительных спекуляций школы Тэндай в пользу примитивной веры в Амиду. Убедившись в
искренности намерений вопрошающего, он направил его
к Эйсаю, который после возвращения из Китая обучал
новому способу достижения просветления за счет вне­
запного интуитивного прозрения. Точно неизвестно,
встречались ли Догэн и Эйсай, так как в то время (осень
1214 года) последний мог уже покинуть Камакуру. Как
бы там ни было, письменных свидетельств этой встречи
не существует.
Примерно в это же время Догэн появляется в храме
Кэнниндзи и примыкает к общине Мьёдзэна, который
наследовал Эйсаю как настоятель монастыря. В этом хра­
ме дзэн практиковался в сочетании с учениями Тэндай и
Шингон. Согласно хроникам, Мьёдзэн передал «три экзо­
терические религиозные доктрины, эзотерические учения
и Разум», то есть знание сутр, тантрических ритуалов и
дзэн. Однако к тому времени Догэн уже был знаком со
священными писаниями и широко распространенными
эзотерическими практиками. Новым было лишь учение
дзэн; в Кэнниндзи ему обучали в строгом стиле школы
Риндзай, то есть с применением практики коанов, сопро­
вождавшейся окриками и битьем. Между Мьёдзэном и
новым учеником установились теплые отношения, но ре­
лигиозные чаяния Догэна не были реализованы. Его влек­
ло в Китай, и наставник без колебаний дал разрешение
отправиться за море. В действительности учитель решил
сопровождать ученика, и весной 1223 года они оба отплы­
ли в Поднебесную.
В апреле они высадились в центральном порту Китая.
Какое-то время Догэн, желая приспособиться к новому
окружению, оставался на борту корабля. Он получил
первое глубокое впечатление от дзэн из знакомства с
монастырским экономом, который приехал в город для
пополнения запасов провизии. Этот достойный буддий­
ский монах отклонил настойчивое приглашение Догэна
164