Дюмулен Г. История дзэн-буддизма

Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. / Пер. с англ. Ю.В. Бондарева. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — 317 с.

Содержание
OCR
(Дэймин Кокуси), в течение двенадцати лет изучал дзэн
в Китае, где и удостоился чести получить печать Разу­
ма. Одним из его наставников был Сёичи, чьим преем­
ником он становится и возглавляет монастырь Тофукудзи в третьем поколении. Император Камеяма назначает
его настоятелем Нандзэндзи, но в первый же год своего
главенства в этом монастыре он уходит из жизни.
В третьем поколении ему наследует китайский настав­
ник дзэн И-нинь И-шань (яп. — Ичинэй Иссан, умер в
1317 году) — человек, снискавший славу своими много­
гранными талантами. Монастырь Нандзэндзи, свобод­
ный от влияния школ Тэндай и Шингон, пользовался
особым покровительством императора. Настоятели на­
значались двором, и многие из них были представителя­
ми высшего сословия. В течение следующего столетия
благодаря милости сегуна Асикады Йосимицу этот храм
был возведен в ранг самой высокой «горы» дзэн (1386 г.)30.
В первом столетии истории японского дзэн монах
Какусин (Хотто Эммйо Кокуси, 1207—1298) совершил
примечательное путешествие в Китай. Он рано отрекся
от мирских радостей, принял постриг в монастыре Тодэйдзи в Наре, изучал эзотерические учения в храмах
Шингон на горе Койя и, наконец, приобщился к дзэн
под руководством японского наставника. В Китае он ста­
новится учеником прославленного дзэнского наставни­
ка того времени У-мэнь Хуай-кая (1184—1260). С самого
начала отношения между учителем и учеником носили
подчеркнуто доверительный характер. При первой встре­
че мастер У-мэнь (Ногатэ) задал ему вопрос: «Нет врат,
через которые ты мог бы сюда войти. Так как же ты во­
шел?» На что Какусин ответил: «Я вошел через Ногатэ»
[игра слов: англ. «No-gate», кит. «У-мэнь» дословно оз­
начает «не-ворота», «нет входа»]. Далее мастер спросил:
«Как тебя зовут?» — и услышал ответ: «Меня зовут Ка­
кусин» [то есть «просветленный ум»] — и наставник сло­
жил следующие стихотворные строки:
158