Дюмулен Г. История дзэн-буддизма

Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. / Пер. с англ. Ю.В. Бондарева. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — 317 с.

Содержание
OCR
пешного отражения монгольского нашествия, неподале­
ку от Камакуры поручил возглавить храм Энгакудзи
(1282 г.) известному китайскому наставнику Цзю-юаню
У-сюэ (яп. — Согэн Магаку), которого также величали
Буккё Кокуси («Народный наставник Света Будды»).
Этот храм также представлял одну из «Пяти гор» и про­
славился своими культурными традициями. Известно,
что перед лицом монгольского нашествия сёгун Токимун
удалился в этот монастырь, чтобы обрести силы в дзэн
под руководством своего наставника. Он заявил: «Нако­
нец-то настало мое время!» В ответ на это Буккё задал
ему вопрос: «И что ты намерен предпринять?» И Токи­
мун воскликнул: «Кацу!» — и его крик прозвучал как
боевой клич воина, сметающего на своем пути всех вра­
гов. Довольный учитель прокомментировал вопль учени­
ка следующими словами: «Воистину, львенок рычит по­
добно взрослому льву». Так «ветер богов» (камикадзе)
рассеял вражеский флот.
Во время своего богатого войнами правления Токимуну ни разу не пришлось покидать резиденцию в Камакуре. После ранней смерти правителя его жена стала
настоятельницей храма Тёкайдзи, который она постро­
ила на горе, противоположной Энгакудзи29. Однако и
там, как и в других местах возведения уязвимых для по­
жаров деревянных строений, ныне стоят более или ме­
нее современные здания. Лишь бронзовый бюст Амиды,
изваянный в период правления Муромачи, свидетель­
ствует о поклонении сострадательному Будде Бесконеч­
ного Света, которое набожные монахини совмещают с
суровой практикой дзэн.
В то время как в Камакуре, под покровительством
сёгуната, аутентичная традиция школы Линьцзи процве­
тала, в Киото ее развитие было сопряжено с целым ря­
дом сложностей. В храме Кэнниндзи, который со времен
Эйсая приютил адептов Тэндай и Шингон, пышным
цветом расцвели магические ритуалы и утвердился рели153