Дюмулен Г. История дзэн-буддизма

Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. / Пер. с англ. Ю.В. Бондарева. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — 317 с.

Содержание
OCR
учения Будды в период, предшествовавший его канони­
зации. Принято считать, что суть примитивного буддиз­
ма состоит в концепциях «Четырех Благородных Истин»
и «Восьмеричного Пути». Не вызывает сомнения и то,
что элементы йогической практики были неотъемлемой
частью раннебуддийского религиозного служения. Уже
на первых этапах становления буддизма «Четыре Благо­
родные Истины» служили объектом медитации. В дей­
ствительности буддийская практика отличается от йоги­
ческой тем, что буддисты, оставаясь приверженцами
«Срединного Пути», отрицают необходимость сурового
аскетизма и мученичества.
В сутрах палийского канона рассматривается множе­
ство этапов мистического опыта и экстатических состо­
яний, которые достигаются в процессе упорных и посто­
янных тренировок. При всех встречающихся повторах и
частичных совпадениях, которые несколько затрудняют
исследование этого материала, он был изучен и обобщен.
Хайлер предлагает поразительную, логически завершен­
ную общую картину, в центр которой помещает четыре
уровня дхьяны и вокруг группирует остальные элементы
бытия. Для непредвзятого исследователя буддийской
литературы все еще остается масса вопросов и противо­
речий, которые требуют разрешения. Например, неза­
долго до своей земной кончины Будда, согласно «Махапариниббана-сутте», объяснил своим ученикам сущность
просветления как последовательность из тридцати семи
этапов. Эти сведения вряд ли способствуют системному
осмыслению мистической доктрины буддизма. Ниже я
ограничусь кратким обзором структурных элементов и
моделей, которые имеют прямое отношение к нашему
исследованию.
«Восьмеричный Путь» к спасению приводит к конеч­
ной цели созерцания (самадхи). Таким образом, для ее
достижения необходимо пройти первые семь этапов,
которые рассматриваются как подготовительные. Соглас14