Дюмулен Г. История дзэн-буддизма

Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. / Пер. с англ. Ю.В. Бондарева. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — 317 с.

Содержание
OCR
ти сохранились в сборниках высказываний, станцах (гатах) и других литературных произведениях. Лучшие
представители этой школы уделяли особое внимание
толкованию «Пяти Рангов», обозначенных основателем
секты Дун-шанем. Их учение о просветлении выкристал­
лизовалось в «дзэн безмолвного озарения» (кит. — мочжао-чань; яп. — мокусёдзэн), одним из ярчайших
представителей которого был Тянь-тун (1091 — 1157),
получивший после смерти титул «наставника Хун-ци».
С одной стороны, Тянь-тун оказал сильное влияние на
формирование доктрины дзэн, но с другой — его учение
породило жесткую оппозицию в рядах последователей
других школ.
Да-хуай, возглавлявший в то время школу Линьцзи,
объявил выбранное сектой Цаодун направление «лож­
ным путем». Он относился с презрением к школе без­
молвного озарения и всячески принижал ее значение,
так как отрицал метод достижения просветления за счет
сидячей медитации. В ответ на подобные нападки Тяньтун написал духовный трактат из 288 иероглифов, где
выразил истинное значение безмолвного озарения, кото­
рое, по его словам, было подлинным отражением тради­
ции будд и патриархов. Он исходил из того, что сидячая
поза ни при каких условиях не может трактоваться как
молчаливое бездействие, а именно так ее интерпретиро­
вали его оппоненты. Напротив, в двух иероглифах —
«безмолвие» и «озарение» — содержится сущность мета­
физики Махаяны, и только так их следует и понимать.
«Безмолвие» — это первозданный покой просветленно­
го разума, естественной активностью которого является
«сияние». В другой своей работе Тянь-тун трактует эту
активность как «познание без соприкосновения с [позна­
ваемой] вещью и сияние без создания образа объекта».
Просветление как отражение активности лучезарного
разума основано на природе Будды и рассматривается
как непреходящая принадлежность всех живых существ.
143