Дюмулен Г. История дзэн-буддизма

Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. / Пер. с англ. Ю.В. Бондарева. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — 317 с.

Содержание
OCR
ным в истории китайской культуры. И немалая заслуга
в этом принадлежит дзэн.
Дзэнские монахи стали в один ряд с лучшими китай­
скими художниками. Дзэнский дух настолько глубоко
проник в искусство того времени, что и поныне художе­
ственные произведения эпохи Сун считаются подлин­
ным выражением культуры дзэн. В Японии именно
буддийские монахи и их друзья распространяли произ­
ведения искусства и литературы эпохи Сун наряду с
популяризацией неоконфуцианских философских идей
Чжу Си и дзэнского пути к просветлению. При этом
между ними не проводилось никаких различий, и еди­
ное культурное наследие получило дальнейшее развитие
в дзэнских монастырях.
Новые философские идеи эпохи Сун были близки при­
верженцам дзэн, которые в своих храмах занимались ме­
дитацией. В те времена неоконфуцианцы, в том числе и
Чжу Си, практиковали новый метод созерцания, родствен­
ный дзэнской практике сидячей медитации и, согласно
некоторым авторитетным источникам, фактически порож­
денный дзэнской практикой. Несмотря на то что возрож­
денное конфуцианство периода Сун не признавало дзэн,
в его философских построениях отчетливо ощущается вли­
яние буддийской мысли. Это утверждение справедливо
даже по отношению к Чжу Си, признанному противнику
буддийской религии. Его приверженность метафизиче­
ским построениям в значительной степени испытала вли­
яние махаянских умозрительных спекуляций, подобно да­
осизму оставивших глубокий след в китайском образе
мысли.
Повсеместное распространение дзэн далеко не всегда
было отмечено глубоким и проникновенным религиоз­
ным опытом. В действительности быстрый внешний рост
стал причиной внутренней деградации, угрожавшей са­
мому существованию дзэн, где коан стал методом на
пути к просветлению. Иными словами, внутренний рас133