Дюмулен Г. История дзэн-буддизма

Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. / Пер. с англ. Ю.В. Бондарева. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — 317 с.

Содержание
OCR
от доктрины «Праджняпарамиты», но облечено в китай­
ские формы в соответствии с «И-цзин» («Книгой пере­
мен»). В определенном смысле его можно рассматривать
как выражение китайской философской мысли. Основы
этого учения заложил Дун-шань, который, в свою оче­
редь, исходил из предпосылок, заявленных Ши-тоу и
другими дзэнскими наставниками эпохи Тан. Однако
лишь Цао-шань сумел проникнуть в суть учения, кото­
рому придал известную в наши дни окончательную фор­
му. Последующее толкование доктрины основано на его
комментариях.
Два иероглифа, которыми обозначаются Абсолют и от­
носительное, буквально переводятся как «прямой» («вер­
тикальный») и «кривой» («наклонный»). Они соответству­
ют понятиям «ли» (Абсолютный Принцип) и «ши» (объект
восприятия), которые в рамках китайской философии так­
же обозначают «тьму» и «свет» и изображаются в виде чер­
ного # и белого О кругов. Дун-шань объясняет «прямое»
следующим образом: «Существует некая вещь. Сверху она
поддерживает небо; снизу — защищает землю. Она черна
как глазурь, активна и постоянно пребывает в движении».
Прямое также является Единым, Абсолютом, основанием,
поддерживающим небо, землю и все сущее. Однако при
этом Абсолют динамичен и находится в постоянном дви­
жении. Человеческое сознание не способно постичь «пря­
мое» и воспринять его как объект. Оно представляет собой
истинную Пустоту, лишенную двойственности, Пустоту, о
которой говорит метафизика Высшей Мудрости (праджняпарамита).
Абсолют полностью проникает в феноменальный мир
и проявляется в конкретных формах. Таким образом, Он
становится всеобъемлющим. Это соответствует «кривому»
или «свету». Однако Абсолют и относительно-феноме­
нальное нераздельны. Абсолют «абсолютен» по отноше­
нию к относительному, а относительное «относительно»
по отношению к абсолютному. Поэтому относительно122