Дюмулен Г. История дзэн-буддизма

Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. / Пер. с англ. Ю.В. Бондарева. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — 317 с.

Содержание
OCR
Затем он провел несколько лет в монастыре Сюэ-фэна
(822—908) и стал его наследником. Заплатив за просвет­
ление высокую цену, он не щадил и своих учеников. Он
раздавал им удары своим посохом и пугал неожиданным
выкриком: «Куан!» Обладая твердым и решительным ха­
рактером, он сплотил вокруг себя многих учеников, ко­
торых наставлял в монастыре под названием Юнь-мэнь.
Одной из примечательных особенностей Юнь-мэня
было давать односложные и даже однобуквенные отве­
ты на вопросы, касающиеся просветления. В истории
дзэн это «средство» получило известность под названи­
ем «односложных ответов». В дзэнской литературе при­
водится множество подобных примеров. Приведем лишь
некоторые из них:
«Какова природа ока Дхармы? — Всеобъемлющая.
Тот, кто убивает своих родителей, исповедуется в этом
Будде. Но перед кем должен покаяться тот, кто убивает
Будду и патриархов? — Очевидно!
В чем смысл прихода патриарха с запада? — Настав­
ник!» (Здесь под патриархом подразумевается пришедший
из Индии Бодхидхарма, и вопрос о смысле его прихода
тождествен вопросу о сущности Высшей Реальности.)
Сборник высказываний Юнь-мэня содержит два анало­
гичных ответа на вопрос относительно сущности дзэн. В
первом случае наставник ограничивается репликой: «Такто вот», а во втором: «Слово неизреченное». На вопрос
монаха о том, «что есть Будда?» — наставник отвечает:
«Скребок с засохшей на нем грязью». Будда — это все, и
вопрос лишь в том, чтобы верно увидеть его природу.
Юнь-мэнь нашел ставшее классическим выражение
для вечного: Сейчас во вневременном просветлении. В
шестом коане из сборника «Би-янь-лу» записано: «Юньмэнь сказал: «Я не спрашиваю вас о пятнадцати прошед­
ших днях, но что вы сможете рассказать о грядущих
пятнадцати днях?» На этот вопрос он ответил сам: «Вся­
кий день — это хороший день».
117