Дюмулен Г. История дзэн-буддизма

Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. / Пер. с англ. Ю.В. Бондарева. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — 317 с.

Содержание
OCR
Еще одно высказывание Чжао-чжоу демонстрирует
силу его интеллекта. Монах спросил: «Если придет бед­
няк, то что я должен ему дать?» На это наставник отве­
тил: «У него уже все есть». До наших дней дошло богатое
собрание высказываний Чжао-чжоу, мастера, который,
несмотря на свои сто двадцать лет, способен был изоб­
ретать все новые остроты и парадоксы. Краеугольным
камнем его учения является возвышение над всеми раз­
личиями. Просветленный покой и разгул страстей еди­
ны в «недвойственном великом Дао».
Другим типичным представителем дзэнских наставни­
ков эпохи Тан был Дэ-шань (780—865), который придер­
живался традиции Синь-сю (умер в 740 году), первого из
учеников Хуай-нэна. Дэ-шань пришел из Северного Ки­
тая. Он прекрасно знал буддийское учение, и прежде все­
го доктрину Высшей Мудрости и «Алмазную сутру». Сооб­
щения о расцвете дзэн на юге вызвали у него мучительные
сомнения. Не слишком ли опрометчиво отрицать необхо­
димость изучения сутр и стремиться к обретению приро­
ды Будды исключительно за счет созерцания личной при­
роды? Для того чтобы постичь истину, даже при помощи
сутр, требовались неимоверные усилия. Преисполненный
праведного гнева, он отправился в Южный Китай, в на­
дежде положить конец подобной крамоле. По пути он
встретил старуху, которая заронила зерно сомнения в его
непреклонную веру в сутры и направила его к наставнику
Лунь-тяну.
Согласно хронике «У-мэн-куан» старая женщина, у
которой Дэ-шань хотел купить немного провизии, что­
бы подкрепиться, спросила его: «Сиятельный господин,
что за свитки вы несете в своем заплечном мешке?» Дэшань ответил: «Комментарии к «Алмазной сутре». На это
женщина сказала: «В этой сутре записано, что сознание
прошлого невыразимо, сознание настоящего невырази­
мо и сознание будущего невыразимо. Так какое созна­
ние ты хочешь «подкрепить»?» Дэ-шань не нашелся что
108