Дюмулен Г. История дзэн-буддизма

Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. / Пер. с англ. Ю.В. Бондарева. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — 317 с.

Содержание
OCR
Ма-цзу стали следующие строки: «Нет сознания вне Буд­
ды, и нет Будды вне сознания. Не привязывайтесь к доб­
ру и не отвергайте зла! Ибо чистота и грязь не зависят
друг от друга. Так вы познаете пустотность природы гре­
ха. Вы никогда не сможете ее постичь, ибо она не рас­
полагает собственной природой. Следовательно, Тремя
Мирами представлено лишь сознание. Вселенная и все
сущее в ней несут на себе печать единой Дхармы».
Ма-цзу выражает суть учения Хуай-нэна о «всматрива­
нии в собственную природу и становлении буддой» полны­
ми скрытого смысла формулировками, такими, как «где
сознание, там и Будда» и «нет сознания, нет Будды». Идея
отождествления разума с Буддой и абсолютной трансцен­
дентности тройственного союза — Сознание—Будда—Ре­
альность — была подхвачена его учеником Нань-цюянем
(748—834): «Это — не сознание, это — не Будда, это — не
вещь». В лекции, в которой отчетливо ощущается влияние
даосизма, Нань-цюянь развивает эту теорию, говоря от
имени своего учителя Ма-цзу: «В течение кальпы (цикла)
пустоты не звучит ни одно имя. С явлением Будды в мир
появляются имена, основываясь на которых люди распоз­
нают внешние характеристики [вещей]... Великий Дао со­
держит в себе все [без различения] от святого и мирского.
Все, чему нарекли имя, можно ограничить. Поэтому ста­
рец из Цзянси [Ма-цзу] говорит: «Это — не разум, это —
не Будда, это — не вещь».
В течение более чем тридцати лет Нань-цюянь оставал­
ся в монастыре, носящем его имя. Под его руководством
многие ученики искали путь к просветлению. Весьма при­
мечательна история с котом, в которой также фигурирует
блистательный ученик Нань-цюяня, Чжао-чжоу (778—
897). В хронике «У-мэн-куан» этот эпизод описан следу­
ющим образом.
Однажды в монастыре наставника Нань-цюяня учени­
ки Восточного и Западного пределов спорили по поводу
кота. Нань-цюянь поднял кота на руки и заявил: «Если
106