Дюмулен Г. История дзэн-буддизма

Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. / Пер. с англ. Ю.В. Бондарева. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — 317 с.

Содержание
OCR
ляции. Подлинными наследниками Хуай-нэна стали
дзэнские наставники эпохи Тан, благодаря которым в
Южном Китае наступил золотой век дзэн. Они отказа­
лись от всех методик самоотречения в пользу высшего
метода и принимали первозданность духа без его пред­
варительной подготовки, так как дверь в просветление
открывалась сама по себе.
Дзэнские наставники эпохи Тан
Период между смертью Хуай-нэна в 713 году и гоне­
ниями на буддизм, инициатором которых был импера­
тор Ву-цзун (845 г.), называют золотым веком китайско­
го дзэн, о котором имеются многочисленные данные,
содержащиеся в более поздних хрониках, высказывани­
ях и собраниях коанов. Это было время подлинных на­
ставников дзэн, которые на пике духовного подъема
выражали свой невыразимый опыт оригинальными и
парадоксальными способами. Оригинальность их выска­
зываний контрастирует с заурядностью содержания пос­
ледних. Эти неудержимые и энергичные люди полностью
отринули методологию с тем, чтобы отдаться во власть
волн океана духа. Одаренные незаурядными ораторски­
ми способностями, они обогатили религиозно-мистичес­
кий словарь новыми терминами, которые бросают вызов
здравому смыслу и представляют известные трудности
для перевода. В этот же период дзэн испытывает возра­
стающее влияние китайской культуры.
«К западу от реки» и «к югу от озера», то есть в про­
винциях Цзянси и Хунань, был расположен центр клас­
сического дзэнского движения. Одна из хроник сообща­
ет: «К югу от реки живет великий Отшельник [по имени
Ма-цзу]; к югу от озера живет наставник Ши-тью (700—
790). Люди собираются там толпами. Всякий, кто не ви­
дел этих великих наставников, считается невеждой».
104