Дюмулен Г. История дзэн-буддизма

Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. / Пер. с англ. Ю.В. Бондарева. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — 317 с.

Содержание
OCR
возданная природа одинакова. Отсутствие двойственно­
сти свойственно истинной природе вещей, в которую не
проник вирус добра и зла <...>».
Различие между просветлением и иллюзией также не
субстанционально. Потенциально глупец тождествен
мудрецу, ибо он также располагает природой Будды.
Страсти, которые мешают просветлению, в действитель­
ности не существуют: «Обычный человек [одновремен­
но] является буддой. Помрачение [ума одновременно]
является бодхи [просветлением]». Когда человек всмат­
ривается в свою истинную природу, страсти исчезают.
Просветленный человек является буддой. Именно это
называется «истинным освобождением»: «Каждый дол­
жен освободить себя посредством своей собственной
природы». Вместо того чтобы искать убежища в Будде,
человек должен найти приют в глубине собственной на­
туры: «Советую тем, кто понимает, найти прибежище в
тройной драгоценности собственной природы... <...>.
Нашу природу составляют три тела Будды. Все люди
владеют Им сообща... <...>. Искать прибежище для ума
в собственной природе — значит обрести прибежище в
истине Будды» <...>. Доктрина о самореализации осно­
вана на отождествлении собственной природы человека
с природой Будды. Именно Будда в сознании просвет­
ленного обеспечивает спасение.
Коль скоро в дзэн все зависит от опыта внезапной са­
мореализации, ни в лекциях, ни в беседах южной школы
нельзя обнаружить ни намека на концептуальную завер­
шенность. И все же не вызывает сомнения, что учение
придерживается отчетливой монистической позиции, со­
гласно которой двойственность порождает несовершен­
ство. Вследствие того, что самосознание и объективное
знание предполагают наличие двойственности, они объяв­
ляются несовместимыми с состоянием просветления. Та­
кова точка зрения пантеистических метафизиков. По этой
же причине Плотин, который утверждал единство разума,
100