Дюмулен Г. История дзэн-буддизма

Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. / Пер. с англ. Ю.В. Бондарева. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — 317 с.

Содержание
OCR
времени под «религией» подразумевалась трансцендентная
взаимосвязь между человеком и персонифицированным
Богом или Божественной Сущностью. Буддизм значитель­
но расширил рамки представлений, связанных с религиоз­
ной жизнью как таковой. В наше время большинство уче­
ных признают его религиозную сущность и в силу его
исторической значимости и актуальности ставят в один
ряд с другими мировыми религиями. Характерной особен­
ностью учения является его изначальная направленность
на спасение всего человечества.
В то же время значительно расширилось представле­
ние о мистической составляющей учения. Коль скоро
концепция мистицизма была сформирована христиан­
скими богословами, призывавшими к непосредственному
общению с персонифицированным Богом и игнориро­
вавшими мистический характер других верований, воз­
никла необходимость провести черту между концепцией
сверхъестественного мистицизма божественной благода­
ти и понятием естественного мистицизма. Следует при­
знать, что новое представление не ответило на некото­
рые вопросы, но породило множество новых. Поэтому
остановимся лишь на общих моментах и условно обозна­
чим мистицизм как попытку человека возвыситься до
сверхсознательного и сверхчувственного состояния. Ис­
ходя из этой предпосылки возникает необходимость осу­
ществления своего рода взаимоотношений с Абсолютом
в процессе непосредственного мистического опыта. Мо­
мент осуществления контакта с Абсолютом характеризу­
ется тремя непременными условиями, а именно: возвы­
шением личности над миром чувственного восприятия,
преодолением барьеров физического существования и
достижением уровня Абсолюта. В зависимости от обсто­
ятельств проявление этих трех элементов может быть
разным, но ни один из них невозможно проигнориро­
вать полностью. Следовательно, мистическую сферу сле­
дует дифференцировать по характеру ее проявления,
9