Чтения в Императорском обществе истории и древностей российских при московском университете. 1863. Январь-март. Книга первая

Чтения в Императорском обществе истории и древностей российских при московском университете. 1863. Январь-март. Книга первая. -М., 1863

Содержание

I ИЗСЛѢДОВАНІЯ

II МАТЕРІАЛЫ ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ

III МАТЕРІЯЛЫ СЛАВЯНСКІЕ

IV МАТЕРІЯЛЫ ИНОСТРАННЫЕ

V СМѢСЬ

Актъ усыновленія Вобя сообщ. П.Гундобинъ

Челобитная, поданная 1620 года Царю Михайлу Федоровичу отъ Суздальцевъ на Архіепископа своего, ІосиФа Кіянина, въ разграбленіи у нихъ кожевенъ. Сообщ. Соревнователь В. Борисовъ.

Грамоты XVII столетiя, данныя на поместья. Сообщ. М. Лисицынъ

Письма къ Полковнику Запорожскаго Войска Иліи Новицкому. Сообщ. И. А. Чистовичъ

Выписана Исторія печатная о ПетрѢ Великомъ. Собраніе отъ Святаго Писанiя о АнтихристѢ

Очерки бѣдствій Далматовскаго монастыря и частію края съ 1644 no 1742 годъ. Сообщ. Далматовской Николаевской церкви Протоіерей Григорій Плотниковъ

Мнѣнія Русскихъ Государственныхъ мужей объ отношеніи Россіи къ Пруссіи, при Императрицѣ Елисаветѣ

Плакатъ Бѣлорусскаго Генералъ-Губернатора, Графа Захара Чернышева 1772 года. Сообщ. Н. В. Сушковъ

Письмо В.И. Малиновсаго, бывшаго Генеральнаго Консула въ Молдавіи, къ В. П. К.

Донесеніе Князя Н. Г. Репнина о вооруженіи Малороссійскихъ Козаковъ противъ Польши

Его же. Записка о сложеніи недоимокъ съ помѣщичьихь Малороссійскихъ крестьянъ

Его же. Записка о податяхъ по Малороссійскимъ Губерніямъ

Его же, Объ обращеніи Малороссійскяхъ Козаковъ къ первобытному ихъ воинственному состоянію.

Мысли и предположенія о преобразованіи гражданской службы въ Россіи

Дѣло о Коллежскомъ Ассессорѣ Петрѣ Богдановичѣ

Письмо Н. А. Полеваго къ Князю Н. Н. Голицыну.

Два письма Д. П. Голохвастова къ Князю Н. Н. Голицыну

Письмо Григорія, Архіепископа Тверскаго, къ Гавріилу, Архіепископу Рязанскому. Сообщ. Свящ. Н. Гумилевъ

Записка о ходѣ дѣла въ Смоленской Губерніи по вопросу объ обязанныхъ крестьянахъ; соч. А. А. Кононова.

Протоколъ засѣданія Императорскаго Общества Исторіи и Древностей Россійскихъ, 1862 года, Октября 27-го дня

OCR
ОБЪ ОБЯЗАННЫХЪ КРЕСТЬЯНАХЪ. 251 тому что я они пользовались тѣмъ же злоупотребленіемъ; четвертый классъ,
вародъ, не умѣлъ вполнѣ оцѣнить того благодѣянія: онъ невѣжественъ; онъ
едва ли н теперь знаетъ права, ему предоставленныя; если поступаютъ прось¬
бы о несоблюденіи тѣлъ узаконеній, это чрезъ наущенія дѣловыхъ людей,
не имѣющихъ въ виду Филантропіи, а только личные, корыстные виды. Скажу нѣсколько словъ о нравственномъ образованіи четырехъ классовъ.
Дворянство сохранило гордость, надменность прежнихъ вѣковъ, по видимому
образовалось, въ сущности мало. Науки, познанія нс составляютъ еще обра¬
зованія: иной дворянинъ, говорящій на многихъ Европейскихъ языкахъ пре¬
восходно, толкующій о правахъ человѣчества, внутрь себя есть Бояринъ вѣ¬
совъ минувшихъ. Классъ второй — духовенство, классъ не столь надменный, но болѣе
корыстолюбивый; онъ бы не прочь и долѣе пользоватьтя необразованностью
парода для своей выгоды. Позволяю себѣ разсказать анекдотъ, слышаный мною отъ одного бывшаго
Городничаго. Въ уѣздномъ его городѣ былъ въ одной церкви рѣэной образъ,
другой такой же живописный; пришелъ праздникъ, когда, по преданію на¬
рода, стекает я онъ для поклоненія; крестьянинъ подходятъ къ священнику
н проситъ отслужить молебенъ. «Полтинникъ», отвѣчаетъ тотъ, и указываетъ
на живописный образъ; «а я хочу того», говоритъ крестьянинъ и показываетъ
на рѣзное изображеніе. «Атому—синенькую бумажку».—«Возьми синенькую,а
служи тому», гордо сказалъ крестьянинъ. Остается классъ купцовъ и мѣщанъ, которыхъ, не знаю по чему, собствен¬
но называютъ гражданами, какъ будто не всѣ мы граждане нашего отечества.
Этого класса первенствующая страсть—корысть, иногда, ио рѣже, примѣши¬
вается честолюбіе; медаль на шеѣ есть мечта купца, болѣе образованнаго,
нежели другіе, но то нс служитъ еще ручательствомъ, чтобы онъ отказался
отъ корыстныхъ видовъ. Есть другаго рода честолюбіе въ этомъ классѣ, но
это у потомковъ, получившихъ огромные капиталы отъ предковъ, безъ вся¬
каго съ ихъ стороны труда: они, во чтобы то ни стало, лѣзутъ въ дворяне
н промотавшись умножаютъ число горделиво-голыхъ богачей. Вотъ картина нашего общества. Прибавлю еще отношенія эгихъ клас¬
совъ между собою, конечно, не бевъ исключенія въ частности. Дворянство видитъ въ духовенствѣ подпору своей власти, въ купечеству
оно снисходительно, потому что имѣетъ нужду въ его кредитѣ, для поддер¬
жаніе своего тщеславія; въ народѣ видитъ машину для добыванія денегъ. Возьмемъ обратно: духовенство въ дворянствѣ видитъ взаимное средство
удерживать нравственную власть свою надъ народомъ, а въ сношеніи пищу
для тщеславія, доступнаго каждому; въ купечествѣ или гражданствѣ видитъ
народъ, ибо между образованіемъ того и другаго класса вѣхъ рѣзкой чер¬
ты- Народъ не любитъ дворянства, не любитъ духовенсгва, хотя, по видимо¬
му» и уважаетъ ихъ, не любитъ купечества и мѣщанства; первое зато, что по¬
лагаетъ труды свои единственно въ его пользу, не размышляя о томъ, что