Чтения в Императорском обществе истории и древностей российских при московском университете. 1863. Январь-март. Книга первая

Чтения в Императорском обществе истории и древностей российских при московском университете. 1863. Январь-март. Книга первая. -М., 1863

Содержание

I ИЗСЛѢДОВАНІЯ

II МАТЕРІАЛЫ ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ

III МАТЕРІЯЛЫ СЛАВЯНСКІЕ

IV МАТЕРІЯЛЫ ИНОСТРАННЫЕ

V СМѢСЬ

Актъ усыновленія Вобя сообщ. П.Гундобинъ

Челобитная, поданная 1620 года Царю Михайлу Федоровичу отъ Суздальцевъ на Архіепископа своего, ІосиФа Кіянина, въ разграбленіи у нихъ кожевенъ. Сообщ. Соревнователь В. Борисовъ.

Грамоты XVII столетiя, данныя на поместья. Сообщ. М. Лисицынъ

Письма къ Полковнику Запорожскаго Войска Иліи Новицкому. Сообщ. И. А. Чистовичъ

Выписана Исторія печатная о ПетрѢ Великомъ. Собраніе отъ Святаго Писанiя о АнтихристѢ

Очерки бѣдствій Далматовскаго монастыря и частію края съ 1644 no 1742 годъ. Сообщ. Далматовской Николаевской церкви Протоіерей Григорій Плотниковъ

Мнѣнія Русскихъ Государственныхъ мужей объ отношеніи Россіи къ Пруссіи, при Императрицѣ Елисаветѣ

Плакатъ Бѣлорусскаго Генералъ-Губернатора, Графа Захара Чернышева 1772 года. Сообщ. Н. В. Сушковъ

Письмо В.И. Малиновсаго, бывшаго Генеральнаго Консула въ Молдавіи, къ В. П. К.

Донесеніе Князя Н. Г. Репнина о вооруженіи Малороссійскихъ Козаковъ противъ Польши

Его же. Записка о сложеніи недоимокъ съ помѣщичьихь Малороссійскихъ крестьянъ

Его же. Записка о податяхъ по Малороссійскимъ Губерніямъ

Его же, Объ обращеніи Малороссійскяхъ Козаковъ къ первобытному ихъ воинственному состоянію.

Мысли и предположенія о преобразованіи гражданской службы въ Россіи

Дѣло о Коллежскомъ Ассессорѣ Петрѣ Богдановичѣ

Письмо Н. А. Полеваго къ Князю Н. Н. Голицыну.

Два письма Д. П. Голохвастова къ Князю Н. Н. Голицыну

Письмо Григорія, Архіепископа Тверскаго, къ Гавріилу, Архіепископу Рязанскому. Сообщ. Свящ. Н. Гумилевъ

Записка о ходѣ дѣла въ Смоленской Губерніи по вопросу объ обязанныхъ крестьянахъ; соч. А. А. Кононова.

Протоколъ засѣданія Императорскаго Общества Исторіи и Древностей Россійскихъ, 1862 года, Октября 27-го дня

OCR
ОБЪ ОБЯЗАННЫХЪ КРЕСТЬЯНАХЪ. 215 Легко еншбѵгься въ такого рода раэборѣ, во постараюсь іізъяскить то,
то давно полосъ въ мьялп моихъ, о для того беру въ соображеніе не од-
яѣ тѣ воспоминанія я наблюденіи мои, но обращусь ко временя, стоіь важно¬
му для Россія, ко времени Великаго преобразователя нашего Отечества. Геяій Петра 1-го Геній, ноторый былъ бы замѣтенъ и въ частномъ че¬
ловѣкѣ, имѣя въ рѣкахъ своихъ власть самодержавную, естественно изумился,
■дя невѣжество Богомъ порученнаго ему народа. Онъ дѣдахъ сравненіе его
съ Западными народами, ямъ видѣнными, и ему была оскорбительна отста¬
лость нашего отечество, могущество котораго онъ предвидѣлъ, предузнавалъ,
яосгнгалъ своей могучей мыслію я, — начались преобразованія. На мирномъ,
волуазіатвкоігь бытѣ предковъ нашихъ отразилась онѣ; я не говорю о дру¬
гихъ ихъ дѣйствіяхъ, имѣя въ виду одно изложеніе образа жизни дворянства,
ѵъ примѣненіи его къ нынѣшнимъ средствамъ этого соловія. Иечеѳли терема нашихъ прабабушекъ, явились вначалѣ смѣшныя, впо¬
слѣдствіи болѣе изысканныя, асамблеи—прародительницы теперешнихъ на-
шяіг собраній и баловъ; главное: женщина, это твореніе, данное для утѣше¬
ніе человѣка въ жизни, привяла участіе въ обществѣ, ограничиваясь преж¬
де семейнымъ кругомъ. Важное обстоятельство, долженствовавшее породить, и
дѣйствительно породившее, важныя послѣдствія, уничтоженіе народнаго на¬
ряда, относятся въ тому же времени. Показавъ въ этихъ двугь измѣненіяхъ
отсталость наыіу отъ остальной Европы, великій преобразователь, имѣвшій
п виду одно благо своего отечества, встрѣтилъ неудобства, отразившіяся на
вѣкахъ послѣдующихъ: такъ несовершенны всѣ произведенія человѣка! Да
не почтутъ меня мрачнымъ мИэософомъ, гонителемъ просвѣщенія, или, что
еще для меня ужаейѣе, обвинителемъ великаго Петра, предъ священной па-
ялтью котораго благоговѣю я, но истина мнѣ еще дороже этого исполина
Россіи, и я осмѣливаюсь сказать, что мысль призванія женщины на театръ
общественной жизни, уничтоженіе народнаго наряда, бороды, которую, вид¬
ео, природа считаетъ украшеніемъ, когда создала ес, были поводомъ двухъ
различныхъ чувствъ: негодованія въ старцахъ, привычныхъ къ обычному
порядку, н кичливости въ новомъ Поколѣніи, всегда жадномъ къ нововведе-
віяяъ, кичливости, обратившейся въ пренебреженіе къ старому, безъ точ¬
ныхъ понятій о новомъ; словомъ, все стало въ наружности, но мало было
еще въ сущности. Иностранцы, соединявшіе то и другое Въ своемъ обра-
аоканія, необходимо стали идолами Россіи. Долженъ ли я слѣдовать за всѣми
царствованіями, постепенно замѣнявшими одно другое послѣ Петра Великаго?
Направленіе, имь данное, не могло остановиться: Россія, такъ сказать, нехо¬
тя просвѣщалась, идя впередъ гигантскими шагами; но вкрадывалось и зло,
«второе было слѣдствіемъ не его намѣреній, но слѣдствіемъ необходимымъ та-
гаго нововведенія. Внѣшность вездѣ всегда беретъ верхъ надъ сущностію; то
же Произошло въ Россіи: многоэтажные напудренные парики замѣнили скром¬
ную прическу въ скобку нашихъ предковъ; бархатные каштаны, богатые
«ушки, переходившіе отъ отца въ сыну, замѣнились Французскими одеждами
я тшШпъ смѣшными Фраками, носимыми и въ наше время; мода, этотыги-