Чтения в Императорском обществе истории и древностей российских при московском университете. 1863. Январь-март. Книга первая

Чтения в Императорском обществе истории и древностей российских при московском университете. 1863. Январь-март. Книга первая. -М., 1863

Содержание

I ИЗСЛѢДОВАНІЯ

II МАТЕРІАЛЫ ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ

III МАТЕРІЯЛЫ СЛАВЯНСКІЕ

IV МАТЕРІЯЛЫ ИНОСТРАННЫЕ

V СМѢСЬ

Актъ усыновленія Вобя сообщ. П.Гундобинъ

Челобитная, поданная 1620 года Царю Михайлу Федоровичу отъ Суздальцевъ на Архіепископа своего, ІосиФа Кіянина, въ разграбленіи у нихъ кожевенъ. Сообщ. Соревнователь В. Борисовъ.

Грамоты XVII столетiя, данныя на поместья. Сообщ. М. Лисицынъ

Письма къ Полковнику Запорожскаго Войска Иліи Новицкому. Сообщ. И. А. Чистовичъ

Выписана Исторія печатная о ПетрѢ Великомъ. Собраніе отъ Святаго Писанiя о АнтихристѢ

Очерки бѣдствій Далматовскаго монастыря и частію края съ 1644 no 1742 годъ. Сообщ. Далматовской Николаевской церкви Протоіерей Григорій Плотниковъ

Мнѣнія Русскихъ Государственныхъ мужей объ отношеніи Россіи къ Пруссіи, при Императрицѣ Елисаветѣ

Плакатъ Бѣлорусскаго Генералъ-Губернатора, Графа Захара Чернышева 1772 года. Сообщ. Н. В. Сушковъ

Письмо В.И. Малиновсаго, бывшаго Генеральнаго Консула въ Молдавіи, къ В. П. К.

Донесеніе Князя Н. Г. Репнина о вооруженіи Малороссійскихъ Козаковъ противъ Польши

Его же. Записка о сложеніи недоимокъ съ помѣщичьихь Малороссійскихъ крестьянъ

Его же. Записка о податяхъ по Малороссійскимъ Губерніямъ

Его же, Объ обращеніи Малороссійскяхъ Козаковъ къ первобытному ихъ воинственному состоянію.

Мысли и предположенія о преобразованіи гражданской службы въ Россіи

Дѣло о Коллежскомъ Ассессорѣ Петрѣ Богдановичѣ

Письмо Н. А. Полеваго къ Князю Н. Н. Голицыну.

Два письма Д. П. Голохвастова къ Князю Н. Н. Голицыну

Письмо Григорія, Архіепископа Тверскаго, къ Гавріилу, Архіепископу Рязанскому. Сообщ. Свящ. Н. Гумилевъ

Записка о ходѣ дѣла въ Смоленской Губерніи по вопросу объ обязанныхъ крестьянахъ; соч. А. А. Кононова.

Протоколъ засѣданія Императорскаго Общества Исторіи и Древностей Россійскихъ, 1862 года, Октября 27-го дня

OCR
76 ОЧЕРКИ БѢДСТВІИ ДАЛМАТОВСКАГО МОНАСТЫРЯ. литвѣ, о постоянствѣ его въ постѣ, и Не хотя, сдѣлались снача¬
ла глашатаями этой, столько обширной, молвы, ибо вскорѣ къ
Бѣлому Городищу собралось немало иноковъ и бѣльдовъ, какъ
бы въ отишіе, безопасное отъ волнованій моря житейскаго. Пер¬
вый пришлецъ сюда и первый сподвижникъ старцу Далмату
былъ старецъ Иванъ, ученикъ старца Дороеея, по явле¬
нію и извѣщенію нѣкакому, изъ Нижняго Новогородакъ
нему переселившійся. ю И когда пещера, дѣло рукъ и тр}-
довъ старца Далмата, по тѣснотѣ, уже не вмѣщала собора пустын¬
ножителей ни при молитвѣ, ни въ часы отдыха, они надъ пещерою,
общими силами, съ благословенія н по грамотѣ Архіепископа Ге¬
расима (Кремлева), четвертаго въ ряду Архіереевъ Сибирскихъ,
срубили часовню и сѣни деревянныя, дабы молитва не въ серд¬
цѣ земли, а въ виду тварей возносимая, восходя къ небесамъ,
вторилась въ пространствѣ окрестной, безмолвной природы. Между тѣмъ случилось, что терпѣнію старца Далмата еще разъ,
какъ злату, искуситься надлежало въ горнилѣ неожиданнаго зло¬
ключенія. Калмыки, хищные степей скитальцы, въ началѣ 1651 г.,
подкочевавъ къ юго-западной чертѣ Сибири, внезапно сдѣлали
набѣгъ 11 на берега рр. Исети и Течи, совершенно еще безлюд¬
ные, не защищенные вблизи Бѣлаго Городища ни крѣпостями,
ни пограничною стражею. Незнакомые съ чувствами жалости, сви¬
рѣпые дикари, какого безчеловѣчія, какихъ жестокостей винов¬
никами оіш здѣсь не были! Они и часовню и сѣни на Бѣломъ
Городищѣ обратили въ пепелъ; иноковъ, послѣ пытокъ, и ужа¬
сныхъ мученій, то сожгли, то мечемъ побили, то захватили въ
полонъ. Немногіе сохранить успѣли жизнь и свободу побѣгомъ.
На слѣдахъ пожара и насильственной смерти дивнымъ образомъ
небо спасло только старца Далмата, какъ Нила въ пусты¬
нѣ Раиѳской, чтобы, скорбный, оплакалъ онъ потерю сподвиж¬
никовъ, погибшихъ страдальчески. Н икона Успенія Божіей-Ма¬
тери, по уходѣ Калмыковъ въ степь, обрѣтена въ педелѣ ы
такъ же цѣлою, но съ пятномъ запалеиія тамъ, гдѣ, въ тре¬
вожный часъ грабежа, прикоснулась къ ней дервкая рука ино¬
племенника. Эту чудную икону, въ огнѣ не сгорѣвшую* и теперь
мы зримъ нетлѣнною, лобызая съ вѣрою и любовію, как% куцдоъ
безцѣнный, съ поклоненіемъ въ храмѣ честнаго и Г'ЩПЛГ*
Успенія.