Чтения в Императорском обществе истории и древностей российских при московском университете. 1863. Январь-март. Книга первая

Чтения в Императорском обществе истории и древностей российских при московском университете. 1863. Январь-март. Книга первая. -М., 1863

Содержание

I ИЗСЛѢДОВАНІЯ

II МАТЕРІАЛЫ ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ

III МАТЕРІЯЛЫ СЛАВЯНСКІЕ

IV МАТЕРІЯЛЫ ИНОСТРАННЫЕ

V СМѢСЬ

Актъ усыновленія Вобя сообщ. П.Гундобинъ

Челобитная, поданная 1620 года Царю Михайлу Федоровичу отъ Суздальцевъ на Архіепископа своего, ІосиФа Кіянина, въ разграбленіи у нихъ кожевенъ. Сообщ. Соревнователь В. Борисовъ.

Грамоты XVII столетiя, данныя на поместья. Сообщ. М. Лисицынъ

Письма къ Полковнику Запорожскаго Войска Иліи Новицкому. Сообщ. И. А. Чистовичъ

Выписана Исторія печатная о ПетрѢ Великомъ. Собраніе отъ Святаго Писанiя о АнтихристѢ

Очерки бѣдствій Далматовскаго монастыря и частію края съ 1644 no 1742 годъ. Сообщ. Далматовской Николаевской церкви Протоіерей Григорій Плотниковъ

Мнѣнія Русскихъ Государственныхъ мужей объ отношеніи Россіи къ Пруссіи, при Императрицѣ Елисаветѣ

Плакатъ Бѣлорусскаго Генералъ-Губернатора, Графа Захара Чернышева 1772 года. Сообщ. Н. В. Сушковъ

Письмо В.И. Малиновсаго, бывшаго Генеральнаго Консула въ Молдавіи, къ В. П. К.

Донесеніе Князя Н. Г. Репнина о вооруженіи Малороссійскихъ Козаковъ противъ Польши

Его же. Записка о сложеніи недоимокъ съ помѣщичьихь Малороссійскихъ крестьянъ

Его же. Записка о податяхъ по Малороссійскимъ Губерніямъ

Его же, Объ обращеніи Малороссійскяхъ Козаковъ къ первобытному ихъ воинственному состоянію.

Мысли и предположенія о преобразованіи гражданской службы въ Россіи

Дѣло о Коллежскомъ Ассессорѣ Петрѣ Богдановичѣ

Письмо Н. А. Полеваго къ Князю Н. Н. Голицыну.

Два письма Д. П. Голохвастова къ Князю Н. Н. Голицыну

Письмо Григорія, Архіепископа Тверскаго, къ Гавріилу, Архіепископу Рязанскому. Сообщ. Свящ. Н. Гумилевъ

Записка о ходѣ дѣла въ Смоленской Губерніи по вопросу объ обязанныхъ крестьянахъ; соч. А. А. Кононова.

Протоколъ засѣданія Императорскаго Общества Исторіи и Древностей Россійскихъ, 1862 года, Октября 27-го дня

OCR
74 ОЧЕРКИ БѢДСТВІЙ дллмлтовсклге МОНАСТЫРЯ. теперь, такъ когда ыи будь, а безъ сомнѣнія, съ заоброчепныхъ
статей сократитъ для нихъ выгоды, и съ тѣмъ вмѣстѣ стали при¬
думывать, какъ бы изъ пещернаго пріюта сбыть его подальше.
По чувству недоброхотства, Татарину Илигею они внушили, что
на Бѣломъ Городищѣ старецъ Дамлатъ непремѣнно выстроитъ
монастырь, а съ Бѣлымъ Городищемъ и вотчиною его завла¬
дѣетъ, какъ мѣстностію, къ нему ближайшею: и Татаринъ, под¬
стрекаемый наговорами къ злобѣ, во образѣ, аки звѣря, 5 не
разъ покушался на безопасность, даже на жизнь, беззащитнаго
отшельника. Замѣчательно, впрочемъ, что о возведеніи на Бѣломъ
Городищѣ монастыря скупщики вотчины изрекли, хотя и злѣ,
въ наговорахъ Татарину, но изрекли пророчески; в ибо въ са¬
момъ дѣлѣ здѣсь монастырь появился вскорѣ. Тамъ, гдѣ человѣкъ и жизнь его подъ защитою неба, без¬
успѣшны происки недоброхотства. Примѣръ видимъ мы на старцѣ
Далматѣ и на скупщикахъ вотчины Илигеевой. Ударъ, по нагово¬
рамъ, къ пораженію старца Далмата уже былъ готовъ: Татаринъ
Илигей, съ обнаженнымъ мечемъ, стоялъ при входѣ въ пещеру/
но сердце убійцы смягчилось, когда причелся къ нему родомъ
старецъ Далматъ, сказавши, что мати его отъ новокрещена
родилася. 7 И абіе, прибавлено въ записи, преста Илигей
отъ убійства на малое время. Но въ 1645 г., осенью, гнѣв¬
ный Татаринъ, тоже по проискамъ скупщиковъ вотчины, спѣ¬
шитъ еще разъ съ Тюмени на Бѣлое Городище, съ мечемъ въ ру¬
кахъ, на убіеніе старца Далмата, и при немъ толпа Татаръ, и еще
разъ, при подошвѣ Городища, повергаетъ на землю мечъ неокрова¬
вленный; Уже только Нсетныя воды и темнота ночи служатъ охра¬
ною Далмату отъ насильственной смерти, но къ беззащитному за¬
щита приспѣла немедленно свыше. Когда въ луговомъ наволокѣ, за
р. Исетью, близъ пещеры старца, Татаринъ Илигей, соверши*ь
путь, остановился для отдыха, то ночью, за которою хотѣлъ сгарцд
Далмата лишить жизни, въ видѣніи видѣ благо лѣпи у жеиѵ,
въ ризахъ багряныхъ, которая, нрн грозномъ взорѣ, съ би-
чемъ въ десницѣ, къ нему изрекла, чтобы старца Далмла
не убивалъ, чтобы къ нему даже зла слова нс произносила,
и чтобы въ собственность его передалъ вотчину свою съ у годы»’
ми. По разсвѣтѣ дневномъ, въ трепетѣ отъ прощенія, приступишь