Чтения в Императорском обществе истории и древностей российских при московском университете. 1863. Январь-март. Книга первая

Чтения в Императорском обществе истории и древностей российских при московском университете. 1863. Январь-март. Книга первая. -М., 1863

Содержание

I ИЗСЛѢДОВАНІЯ

II МАТЕРІАЛЫ ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ

III МАТЕРІЯЛЫ СЛАВЯНСКІЕ

IV МАТЕРІЯЛЫ ИНОСТРАННЫЕ

V СМѢСЬ

Актъ усыновленія Вобя сообщ. П.Гундобинъ

Челобитная, поданная 1620 года Царю Михайлу Федоровичу отъ Суздальцевъ на Архіепископа своего, ІосиФа Кіянина, въ разграбленіи у нихъ кожевенъ. Сообщ. Соревнователь В. Борисовъ.

Грамоты XVII столетiя, данныя на поместья. Сообщ. М. Лисицынъ

Письма къ Полковнику Запорожскаго Войска Иліи Новицкому. Сообщ. И. А. Чистовичъ

Выписана Исторія печатная о ПетрѢ Великомъ. Собраніе отъ Святаго Писанiя о АнтихристѢ

Очерки бѣдствій Далматовскаго монастыря и частію края съ 1644 no 1742 годъ. Сообщ. Далматовской Николаевской церкви Протоіерей Григорій Плотниковъ

Мнѣнія Русскихъ Государственныхъ мужей объ отношеніи Россіи къ Пруссіи, при Императрицѣ Елисаветѣ

Плакатъ Бѣлорусскаго Генералъ-Губернатора, Графа Захара Чернышева 1772 года. Сообщ. Н. В. Сушковъ

Письмо В.И. Малиновсаго, бывшаго Генеральнаго Консула въ Молдавіи, къ В. П. К.

Донесеніе Князя Н. Г. Репнина о вооруженіи Малороссійскихъ Козаковъ противъ Польши

Его же. Записка о сложеніи недоимокъ съ помѣщичьихь Малороссійскихъ крестьянъ

Его же. Записка о податяхъ по Малороссійскимъ Губерніямъ

Его же, Объ обращеніи Малороссійскяхъ Козаковъ къ первобытному ихъ воинственному состоянію.

Мысли и предположенія о преобразованіи гражданской службы въ Россіи

Дѣло о Коллежскомъ Ассессорѣ Петрѣ Богдановичѣ

Письмо Н. А. Полеваго къ Князю Н. Н. Голицыну.

Два письма Д. П. Голохвастова къ Князю Н. Н. Голицыну

Письмо Григорія, Архіепископа Тверскаго, къ Гавріилу, Архіепископу Рязанскому. Сообщ. Свящ. Н. Гумилевъ

Записка о ходѣ дѣла въ Смоленской Губерніи по вопросу объ обязанныхъ крестьянахъ; соч. А. А. Кононова.

Протоколъ засѣданія Императорскаго Общества Исторіи и Древностей Россійскихъ, 1862 года, Октября 27-го дня

OCR
I ИНОСТРАНЦЕВЪ ПО РОССІИ. 171 дутсауі при довершеніи иытогь н казней; въ такахъ занятіяхъ Царь прево-
матъ время де 8 часовъ вечера; тогда, въ слѣдствіе благовѣста, каждый обя¬
занъ вдтп во вечернее богослуженіе, продолжающееся до 9 часовъ; по окончи¬
вши его, Царь идетъ въ свою спальню, гдѣ его дожидаются трое слѣпыхъ стар¬
ена; когда овъ ляжетъ въ постель, одинъ изъ старцевъ начинаетъ говорить сказ-
«и вли небылицы; когда онъ устанетъ , его смѣняетъ другой и ъ д. Такова
«врвреда Царя, что онъ отъ того скорѣе и лучше засыпаетъ,, но не надолго; въ
«самую полночь онъ идетъ благовѣстить, потомъ съ другими братьями въ цер-
г «соаьг гдѣ и проводитъ время въ молитвѣ до 3-хъ часовъ утра* Такой по¬
врало» занятій строго соблюдается всегда, безъ малѣйшей перемѣны. Всѣ свѣт¬
скія іііз Цари, рѣшаетъ въ церкви ; ту» же о» дѣлаетъ приговоры н наз-
«аачаетъ казни , исполнителями которыхъ и палачами бываю» члены его
«духовнаго братства, и» то онъ повелѣваетъ, находясь въ церкви, идти и того
«то утопить т того сжечь ; и дѣлаетъ всякаго рода письменныя распоряженія,
«всвелпспГю которыхъ* не только никто не поперечитъ, но и всякій считаетъ
«за особенную милость- и» содѣйствовать. Сверхъ того, и настоятель , и всѣ
•члены его братства имѣю» толстыя палки или посохи съ желѣзными нано-
«иечниками нг водъ платьемъ, широкіе ножи, длиною въ аршинъ; ими они произ-
«водя» скорыя каави, не нуждаясь въ палачахъ и безъ потери времени.» Стр. 109, приведена, исполненная силы, рѣчь которою неустрашимый митропо¬
литъ Филиппъ дерзнулъ, всенародно, въ церкви , укорять Царя въ жестокости;
почтенный старецъ, давно уже обреченный смерти, сказалъ между прочимъ: «А1-
•lergnedigster Keyser vnd Gressfurst, wie lange wilstu vnschuldigk Deiner eige-
«ner trewen Leutle vnd Christen Bbudt vorgissen? Wie lknge soli Vngerechligkeit
«in diesem Reuschen Eeich dauern ? Die Tattern, vnd Heiden, vnd alie Weldt weis*
«sh aagen, das auch alie andre Volcker baben Cesatx vudjlecht, allein in Eeu-
«sddandt ist eo nicht; in aller Weldt wirdt bey Obrigkeit von den Ybeltbettern f
мііе es sochen, Barmbertzigkeit gefunden , vnd, hie in Eeuschlandt ist vber die
«Y—dmldigcn vnd Gerechten kein Erbarmen. Gedenck docb, ob Dich Gott in der
«Weldt erbebet, Du dennoch ein sterblicher Mensch bist, vnd das vnschuldig Bludt
«m Deinen Henden fordern wirdt Die Steine vndler Deinen Fusen, da nicht die
«lebendigen Sedeo, werden vber Dicb klagen, schreien vnd vnd ich muss •Din sagen aus Gottes Befehl, vnd wan roich auch der Todt^r^alben entpfangeit
«tid einnemen solite,» т. e., «Всемилостивѣйшій Гооударь Царь щВеликій Князь!
•Доводѣ намѣреваешься ты проливать невинную кровь твоихъ вѣрныхъ поддан-
«шхъ и Христіанъ ? Доколѣ будутъ совершаться подобныя беззаконія въ Рус-
«ссомъ Государствѣ ? Всему свѣту извѣстно, что и Татаре, и язычники, и всѣ
«народы имѣю» право и законъ, ихъ нѣ» только въ Россіи! Вездѣ даже преступи
«окн находя» милосердіе и помилованіе у Правитбядетва, а въ Россіи и къ не-
—иштимъ, и къ правымъ нѣ» состраданія. И Уркѣ вспомни,. что хотя и высоко
«оаставил тебя Бо» въ отомъ мірѣ, .но все же Ть»'.Человѣкъ и смертенъ, и не¬
винная, іобою пролитая, кровь взыщется* о» 'рукъ щоихъ. Что говорить о ям*
«шхъ? Самые камни, что подъ твоими ногами, буду» вопіять на тебя. Я обя-