Чтения в Императорском обществе истории и древностей российских при московском университете. 1863. Январь-март. Книга первая

Чтения в Императорском обществе истории и древностей российских при московском университете. 1863. Январь-март. Книга первая. -М., 1863

Содержание

I ИЗСЛѢДОВАНІЯ

II МАТЕРІАЛЫ ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ

III МАТЕРІЯЛЫ СЛАВЯНСКІЕ

IV МАТЕРІЯЛЫ ИНОСТРАННЫЕ

V СМѢСЬ

Актъ усыновленія Вобя сообщ. П.Гундобинъ

Челобитная, поданная 1620 года Царю Михайлу Федоровичу отъ Суздальцевъ на Архіепископа своего, ІосиФа Кіянина, въ разграбленіи у нихъ кожевенъ. Сообщ. Соревнователь В. Борисовъ.

Грамоты XVII столетiя, данныя на поместья. Сообщ. М. Лисицынъ

Письма къ Полковнику Запорожскаго Войска Иліи Новицкому. Сообщ. И. А. Чистовичъ

Выписана Исторія печатная о ПетрѢ Великомъ. Собраніе отъ Святаго Писанiя о АнтихристѢ

Очерки бѣдствій Далматовскаго монастыря и частію края съ 1644 no 1742 годъ. Сообщ. Далматовской Николаевской церкви Протоіерей Григорій Плотниковъ

Мнѣнія Русскихъ Государственныхъ мужей объ отношеніи Россіи къ Пруссіи, при Императрицѣ Елисаветѣ

Плакатъ Бѣлорусскаго Генералъ-Губернатора, Графа Захара Чернышева 1772 года. Сообщ. Н. В. Сушковъ

Письмо В.И. Малиновсаго, бывшаго Генеральнаго Консула въ Молдавіи, къ В. П. К.

Донесеніе Князя Н. Г. Репнина о вооруженіи Малороссійскихъ Козаковъ противъ Польши

Его же. Записка о сложеніи недоимокъ съ помѣщичьихь Малороссійскихъ крестьянъ

Его же. Записка о податяхъ по Малороссійскимъ Губерніямъ

Его же, Объ обращеніи Малороссійскяхъ Козаковъ къ первобытному ихъ воинственному состоянію.

Мысли и предположенія о преобразованіи гражданской службы въ Россіи

Дѣло о Коллежскомъ Ассессорѣ Петрѣ Богдановичѣ

Письмо Н. А. Полеваго къ Князю Н. Н. Голицыну.

Два письма Д. П. Голохвастова къ Князю Н. Н. Голицыну

Письмо Григорія, Архіепископа Тверскаго, къ Гавріилу, Архіепископу Рязанскому. Сообщ. Свящ. Н. Гумилевъ

Записка о ходѣ дѣла въ Смоленской Губерніи по вопросу объ обязанныхъ крестьянахъ; соч. А. А. Кононова.

Протоколъ засѣданія Императорскаго Общества Исторіи и Древностей Россійскихъ, 1862 года, Октября 27-го дня

OCR
I ОБРАЗОВАНІЙ СЛОВЪ УДВОЕНІЕМЪ КОРНЯ. чаемъ иногда противное тому, то все таки оно не можетъ быть
для насъ убѣдительнымъ доводомъ въ пользу старѣйшинства
многосложныхъ корней. Да и самое размышленіе не противо-
рѣчитъ тому, что каждое понятіе первоначально означаемо было
просто однимъ только слогомъ. Понятіе въ творчествѣт языка
есть впечатлѣніе, учиненное на человѣка внутреннимъ или внѣ¬
шнимъ предметомъ, а звукъ, вызванный изъ груди силою такого
впечатлѣнія, составляетъ слово. Трудно, чтобы на этомъ пути
одно впечатлѣніе произвело два звука, потому что, если бы
два звука образовались непосредственно одинъ за другимъ, то
это значило бы, что предметъ произвелъ двоякое впечатлѣніе
и образовалъ въ самомъ началѣ сложное слово. Это дѣйстви¬
тельно видимъ во всѣхъ языкахъ, особливо въ необразован¬
ныхъ, въ упомянутомъ нами выше, удвоеніи. Тутъ каждый
повторяемый звукъ выражаетъ цѣлый предметъ, съ тою разни¬
цей, что удвоеніе указываетъ на новое, особенное отличіе, бу¬
детъ ли то означать усиленіе, какъ знакъ большей силы впе¬
чатлѣнія, или повтореніе, продолженіе бытія нредмета, или же,
наконецъ, что ни будь подобное тому. . Стало быть, удвоеніе бываетъ дѣйствительное, полное, или же
отчасти только повтореніе кореннаго слога, указывающее на осо¬
бенность значенія его, на пр., Греч. iy-a-y-stv, Лат. te-tend-i
Что такъ, а не иначе, слѣдуетъ смотрѣть на происхожденіе и на¬
чало удвоенныхъ корней, лучшимъ доказательствомъ тому слу¬
житъ сравненіе словъ этого рода, принадлежащихъ разнымъ язы¬
комъ, которое ясно говоритъ намъ, что всѣ такія Формы вовсе
не составляютъ обыкновенной игры природы, или слѣпаго случая,
но дѣйствительно имѣютъ свое объясненіе въ самомъ свойствѣ
предметовъ и въ законахъ человѣческаго мышленія- * Больше же
всего указываетъ оно на повтореніе, движеніе, смѣшеніе, перепле¬
теніе и коловращаніе предметовъ, соединеніе, совокупленіе, усиле¬
ніе, поднятіе, силу и вѣсъ, продолженіе времени, именно въ снря- * Тоже самое можно сказать и о письменахъ. Повтореніе послѣдней буквы въ
Латинскихъ сокращеніяхъ означаетъ, какъ извѣстно, естественны! знакъ
множества. Китайцы, по словамъ Тнмковскаго, для означенія лѣса'
изображеніе дерева, а для чащи у троя ютъ.