Чтения в Императорском обществе истории и древностей российских при московском университете. 1863. Январь-март. Книга первая

Чтения в Императорском обществе истории и древностей российских при московском университете. 1863. Январь-март. Книга первая. -М., 1863

Содержание

I ИЗСЛѢДОВАНІЯ

II МАТЕРІАЛЫ ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ

III МАТЕРІЯЛЫ СЛАВЯНСКІЕ

IV МАТЕРІЯЛЫ ИНОСТРАННЫЕ

V СМѢСЬ

Актъ усыновленія Вобя сообщ. П.Гундобинъ

Челобитная, поданная 1620 года Царю Михайлу Федоровичу отъ Суздальцевъ на Архіепископа своего, ІосиФа Кіянина, въ разграбленіи у нихъ кожевенъ. Сообщ. Соревнователь В. Борисовъ.

Грамоты XVII столетiя, данныя на поместья. Сообщ. М. Лисицынъ

Письма къ Полковнику Запорожскаго Войска Иліи Новицкому. Сообщ. И. А. Чистовичъ

Выписана Исторія печатная о ПетрѢ Великомъ. Собраніе отъ Святаго Писанiя о АнтихристѢ

Очерки бѣдствій Далматовскаго монастыря и частію края съ 1644 no 1742 годъ. Сообщ. Далматовской Николаевской церкви Протоіерей Григорій Плотниковъ

Мнѣнія Русскихъ Государственныхъ мужей объ отношеніи Россіи къ Пруссіи, при Императрицѣ Елисаветѣ

Плакатъ Бѣлорусскаго Генералъ-Губернатора, Графа Захара Чернышева 1772 года. Сообщ. Н. В. Сушковъ

Письмо В.И. Малиновсаго, бывшаго Генеральнаго Консула въ Молдавіи, къ В. П. К.

Донесеніе Князя Н. Г. Репнина о вооруженіи Малороссійскихъ Козаковъ противъ Польши

Его же. Записка о сложеніи недоимокъ съ помѣщичьихь Малороссійскихъ крестьянъ

Его же. Записка о податяхъ по Малороссійскимъ Губерніямъ

Его же, Объ обращеніи Малороссійскяхъ Козаковъ къ первобытному ихъ воинственному состоянію.

Мысли и предположенія о преобразованіи гражданской службы въ Россіи

Дѣло о Коллежскомъ Ассессорѣ Петрѣ Богдановичѣ

Письмо Н. А. Полеваго къ Князю Н. Н. Голицыну.

Два письма Д. П. Голохвастова къ Князю Н. Н. Голицыну

Письмо Григорія, Архіепископа Тверскаго, къ Гавріилу, Архіепископу Рязанскому. Сообщ. Свящ. Н. Гумилевъ

Записка о ходѣ дѣла въ Смоленской Губерніи по вопросу объ обязанныхъ крестьянахъ; соч. А. А. Кононова.

Протоколъ засѣданія Императорскаго Общества Исторіи и Древностей Россійскихъ, 1862 года, Октября 27-го дня

OCR
о ЦЕРКОВНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ ОПИСАНІЕ КАЛУЖСКОЙ ЕПАРХІИ. Занимая мѣстность и доселѣ еще лѣсистую, * обитель эта
л а основана, также какъ и большая часть нашихъ иноческихъ обі
телей, любителемъ пустынной безмолвнической жизни, около кс
тораго, по времени, собралась семья отшельниковъ и, избравъ ег
своимъ духовнымъ руководителемъ, образовала общежительное оі
шельство. Этѣмъ основателемъ былъ инокъ Ѳ с огн остъ Шарой
ка, по имени котораго и основанная имъ обитель получила на
званіе Шаровкина монастыря. Богоугодная жизнь основатели
и собраннаго имъ братства скоро обратили на себя особенно*
вниманіе владѣльца эіѣхъ мѣстъ, Князя Воротынскаго, которыіі
принявъ возникшую обитель подъ свое личное покровительство
вмѣсто первоначальной деревянной церкви, воздвигъ и понын і
красующійся каменной храмъ. По своимъ размѣрамъ, вкусу и изя¬
ществу лѣпныхъ украшеній изъ бѣлаго лекальнаго кирпича, храмъ
этотъ можетъ считаться однимъ изъ лучшихъ въ Калужской Епар¬
хіи, и несомнѣнно первымъ изъ числа сельскихъ приходскихъ церк¬
вей ея. Основатель Успенскаго Шаровкина монастыря, инокъ Ѳеогностт,
Шаровка, почилъ о Господѣ въ 154-5 году. Онъ погребенъ л
южной алтарной стѣны соборнаго храма; надъ могилою ето вста¬
влена въ стѣну (извнутри) плита изъ бѣлаго камня съ высѣчен¬
ною на ней надписью: «лѣта 7053 (1545), мѣсяца Февраля въ 8
день, преставися рабъ Божій инокъ Ѳеогностъ.» ** Окрестные лѣса, какъ заповѣдные, назывались и были дѣйствительно
непроходимы. «Одному изъ первыхъ заводчиковъ этого края, Г. Баташо¬
ву, дано было позволеніе построить заводъ, какъ сказано въ актѣ, въ не¬
проходимомъ лѣсу.» Есть преданіе, что бывало кто благополучно проѣдетъ дорогою, пролегав¬
шею сквозь этѣ лѣса, тотъ непремѣнно заѣзжалъ въ монастырь служить бла¬
годарственный малебенъ. На половинѣ дороги отъ Митина завода къ селу Ильинскому есть старая
разсоховатая осокорь, мимо коей пролегаетъ большой трактъ; по преданію,
на этомъ мѣстѣ, во время существованія монастыря, была часовня, во имя
Св. Николая, въ память чего и теперь въ дуплѣ стараго разсоховатаго де¬
рева стоитъ его икона, за стекломъ. Прозваніе Шаровка, прибавленное къ его имени, находится въ монастырскомъ
Синодикѣ, въ статьѣ «Родъ пнока Ѳеогноста Шаровки,» которая предшест¬
вуетъ собственно братскому Синодику; эта послѣдняя статья также начи¬
нается именемъ Ѳеогноста, гдѣ онъ уже названъ Строителемъ. «Строителя