Феофан Прокопович и его время

Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. -СПб., 1868

Содержание

Предисловие

I. Первые годы жизни и ученія Ѳеофана. Путешествіе за границей. Возвращеніе въ Россію. Учительство въ кіевской академіи. Сближеніе съ Петромъ. Ректорство въ академіи. Переписка съ Маркевичемъ

II. Вызовъ Ѳеофана въ С.-Петербургъ. Протесты московскихъ ученыхъ и м. Стефана Яворскаго. Посвященіе въ епископа. Ученые труды. Полемика съ княземъ Д. Кантемиромъ

III. Отмѣна патріаршества. Стефанъ-мѣстоблюститель патріаршаго престола

IV. Духовный Регламентъ и учрежденіе Сѵнода. Личный составъ Сѵнода. Распоряженіе Сѵнода

V. Стефанъ-президентъ Сѵнода. Протесты его. Неудовольствія. Смерть

VI. Ѳеодосій Яновскій. Злоупотребленіе власти н излишества. Ропотъ духовенства

VII. Ѳеофанъ. Церковно-административные и ученые труды его. Правда воли монаршей. Исторія Петра Великаго. О блаженствахъ противъ ханжей и лицемѣровъ. Каноническія сочиненія. Сочиненія противъ раскола. Проповѣди. С.-Петербургская семинарія. Штатъ духовный. Устроеніе монашества и монастырей. Домовое хозяйство

VIII. Возшествіе на престолъ Екатерины I. Заносчивость новгородскаго архіепископа Ѳеодосія

IX. Доносъ псковскаго провинціалъ-инквизитора на судью архіерейскаго дома, архимандрита Маркелла Родышевскаго, въ расхищенія церковнаго имущества

X. Процессъ и низложеніе новгородскаго архіепископа Ѳеодосія. Дѣло Варлаама Овсянникова. Перемѣщеніе Ѳеофана на новгородскую каѳедру

XI. Георгій Дашковъ и Игнатій Смола

XII. Маркеллъ Родышевскій и Ѳеофанъ. Протесты Родышевскаго противъ Ѳеофана въ противностяхъ церковныхъ и государственныхъ. Отвѣты Ѳеофана

XII. Сила Дашкова. Ревизія Сѵнода, Шаткое положеніе Ѳеофана. Покровительство Остермана Ѳеофану. Коронация Петра II. Толки о патріаршествѣ. Новые протесты Родышевскаго. Отвѣтъ Ѳеофана. Дѣло Носова. Письмо Ѳеофана къ Голштинскому герцогу. Свиданіе съ Маркевичами. Дѣло Каллиста Заленскаго

XIV. Событія 1730 года. Возобновленіе протестовъ Родышевскаго. Аврамовъ. Варлаамъ.

XV. Высочайшій указъ и конференція Сената съ Сѵнодомъ объ устроеніи Сѵнода. Судъ надъ воронежскимъ епископомъ Львомъ Юрловымъ

XVI. 1731 годъ. Учрежденіе Кабинета и возобновленіе Тайной Канцеляріи. Пасквиль іеродіакона Іоны на Ѳеофана. Допросы

XVII. Возраженія Родышевскаго на Регламентъ Духовный и на указъ о монашествѣ. Московскій розыскъ

XVIII. 1732 годъ. Отбытіе двора изъ Москвы въ С.-Петербургъ. Тетради о житіи Ѳеофана. Розыскъ переписчиковъ. Подозрѣнія заговора и мятежа. Аресты

XIX. Левъ Юрловъ, Игнатій Смола, Сильвестръ Холмскій и Дашковъ

XX. Изданіе Камня Вѣры. Полемика по поводу этого издаиія

XXI. Подметное письмо съ пасквилемъ на Ѳеофана

XXII. Продолженіе розысковъ по дѣлу подметнаго письма. Новыя подозрѣнія Ѳеофана. Рѣшиловъ. Арестъ и допросы Тверскаго архіепископа Ѳеофилакта Лопатипскаго

XXIII. Продолженіе слѣдствія по дѣлу о житіи Ѳеофана и о подметномъ письмѣ

XXIV. XXV. XXVI. Постановленія объ устроеніи монашества

XXVII. Комедіи при дворѣ цесаревны Елисаветы Петровны. Подозрѣнія Императрицы. Допросы регента Петрова

XXVIII. Взглядъ на предъидущее

XXIX. Церковно-административная и ученая дѣятельность Ѳеофана

XXX. Ѳеофанъ-проповѣдникъ. Характеръ его проповѣди

XXXI. Ученый кругъ его времени. Князь Д. М. Голицынъ. Кантемиръ. Татищевъ. Сношенія ихъ между собою

XXXII. Ѳеофанъ и. Академія Наукъ

XXXIII. Отзывы иностранцевъ о Ѳеофанѣ и нѣкоторыя черты, от носящіяся къ его характеру

XXXIV. Школа

XXXV. Домовое хозяйство

XXXVI. Смерть п погребеніе Ѳеофана

XXXVII. Завѣщаніе Ѳеофана

OCR
84 ѲЕОФАНЪ ПРОКОПОВИЧЪ Но и въ новомъ званіи онъ не снискалъ любви ни у духовенства,
ни у народа. Духовенство не любило его зато, что онъ обращался
съ нимъ надменно, смотрѣлъ на великорусскихъ архіереевъ съ пре¬
зрѣніемъ, а прочихъ — архимандритовъ и протопоповъ ни во что
не ставилъ. «Только себя любилъ, писалъ о немъ казанскій митро¬
политъ Сильвестръ, а братію весьма ненавидѣлъ. Еще же по
острожелчію своему дненощно вымышлялъ, какъ бы брату сво¬
ему пакость сотворить, а иногда искій, кого бы и поглотитк».
Кромѣ того, подъ рукою, ходили слухи, что онъ бралъ съ архі-
еревъ и архимандритовъ дары и за зто вознаграждалъ ихъ доход¬
ными мѣстами и оберегалъ отъ донощиковъ. Народъ не могъ из¬
винить ему его прихотливой жизни, оскорблявшей въ его лицѣ
санъ епископа и званіе монаха1). Петръ, безъ сомнѣнія не все зналъ о Ѳеодосіѣ, а то, что ви¬
дѣлъ и зналъ, не казалось ему ни дурнымъ, ни предосудитель¬
нымъ для духовнаго лица. У него идея всегда шла впереди Факта
и заслоняла собою Фактъ. Ему нравились понятія Ѳеодосія: что
нужды, что опъ живетъ, не какъ подвижникъ? За то разумѣетъ
дѣло и проводитъ хорошія понятія въ церковномъ правленіи. Ему
такъ надоѣли разныя благочестивыя продѣлки старыхъ архіере¬
евъ—въ родѣ тамбовскаго и ростовскаго,—ложныя видѣнія, вы¬
мышленныя пророчества и другія выдумки разныхъ святошъ, что
онъ радъ былъ встрѣтить человѣка съ свѣтлою мыслію и живымъ
взглядомъ на вещи, и держалъ и цѣнилъ его, не смотря на недо¬
статки и неровности его личнаго поведенія, такъ, какъ онъ цѣ¬
нилъ Меншикова и другихъ. Екатерина смотрѣла на него глазами Петра п уважала его,
какъ вѣрнаго исполнителя государевой воли. Изъ писемъ къ ней
Ѳеодосія видно, что онъ пользовался ея милостію и прибѣгалъ
къ ея покровительству, когда замѣчалъ, что навлекъ на себя гнѣвъ
Государя. Но п тутъ Ѳеодосій не могъ сдержать своей заносчиво¬
сти. Въ 1721 году Государыня пожаловала ему на панагію алма¬
зовъ, съ тѣмъ, чтобы украсить ими па одной сторонѣ Распятіе,
а на другой портретъ Государя. Пожалованныхъ алмазовъ не¬
достало на это украшеніе. Ѳеодосій обратился къ кабннетъ-се- 1) Объявленіе казанскаго митрополита Сильвестра о Ѳеодосіѣ въ При-
ложеніяхъ, Ді: II.