Феофан Прокопович и его время

Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. -СПб., 1868

Содержание

Предисловие

I. Первые годы жизни и ученія Ѳеофана. Путешествіе за границей. Возвращеніе въ Россію. Учительство въ кіевской академіи. Сближеніе съ Петромъ. Ректорство въ академіи. Переписка съ Маркевичемъ

II. Вызовъ Ѳеофана въ С.-Петербургъ. Протесты московскихъ ученыхъ и м. Стефана Яворскаго. Посвященіе въ епископа. Ученые труды. Полемика съ княземъ Д. Кантемиромъ

III. Отмѣна патріаршества. Стефанъ-мѣстоблюститель патріаршаго престола

IV. Духовный Регламентъ и учрежденіе Сѵнода. Личный составъ Сѵнода. Распоряженіе Сѵнода

V. Стефанъ-президентъ Сѵнода. Протесты его. Неудовольствія. Смерть

VI. Ѳеодосій Яновскій. Злоупотребленіе власти н излишества. Ропотъ духовенства

VII. Ѳеофанъ. Церковно-административные и ученые труды его. Правда воли монаршей. Исторія Петра Великаго. О блаженствахъ противъ ханжей и лицемѣровъ. Каноническія сочиненія. Сочиненія противъ раскола. Проповѣди. С.-Петербургская семинарія. Штатъ духовный. Устроеніе монашества и монастырей. Домовое хозяйство

VIII. Возшествіе на престолъ Екатерины I. Заносчивость новгородскаго архіепископа Ѳеодосія

IX. Доносъ псковскаго провинціалъ-инквизитора на судью архіерейскаго дома, архимандрита Маркелла Родышевскаго, въ расхищенія церковнаго имущества

X. Процессъ и низложеніе новгородскаго архіепископа Ѳеодосія. Дѣло Варлаама Овсянникова. Перемѣщеніе Ѳеофана на новгородскую каѳедру

XI. Георгій Дашковъ и Игнатій Смола

XII. Маркеллъ Родышевскій и Ѳеофанъ. Протесты Родышевскаго противъ Ѳеофана въ противностяхъ церковныхъ и государственныхъ. Отвѣты Ѳеофана

XII. Сила Дашкова. Ревизія Сѵнода, Шаткое положеніе Ѳеофана. Покровительство Остермана Ѳеофану. Коронация Петра II. Толки о патріаршествѣ. Новые протесты Родышевскаго. Отвѣтъ Ѳеофана. Дѣло Носова. Письмо Ѳеофана къ Голштинскому герцогу. Свиданіе съ Маркевичами. Дѣло Каллиста Заленскаго

XIV. Событія 1730 года. Возобновленіе протестовъ Родышевскаго. Аврамовъ. Варлаамъ.

XV. Высочайшій указъ и конференція Сената съ Сѵнодомъ объ устроеніи Сѵнода. Судъ надъ воронежскимъ епископомъ Львомъ Юрловымъ

XVI. 1731 годъ. Учрежденіе Кабинета и возобновленіе Тайной Канцеляріи. Пасквиль іеродіакона Іоны на Ѳеофана. Допросы

XVII. Возраженія Родышевскаго на Регламентъ Духовный и на указъ о монашествѣ. Московскій розыскъ

XVIII. 1732 годъ. Отбытіе двора изъ Москвы въ С.-Петербургъ. Тетради о житіи Ѳеофана. Розыскъ переписчиковъ. Подозрѣнія заговора и мятежа. Аресты

XIX. Левъ Юрловъ, Игнатій Смола, Сильвестръ Холмскій и Дашковъ

XX. Изданіе Камня Вѣры. Полемика по поводу этого издаиія

XXI. Подметное письмо съ пасквилемъ на Ѳеофана

XXII. Продолженіе розысковъ по дѣлу подметнаго письма. Новыя подозрѣнія Ѳеофана. Рѣшиловъ. Арестъ и допросы Тверскаго архіепископа Ѳеофилакта Лопатипскаго

XXIII. Продолженіе слѣдствія по дѣлу о житіи Ѳеофана и о подметномъ письмѣ

XXIV. XXV. XXVI. Постановленія объ устроеніи монашества

XXVII. Комедіи при дворѣ цесаревны Елисаветы Петровны. Подозрѣнія Императрицы. Допросы регента Петрова

XXVIII. Взглядъ на предъидущее

XXIX. Церковно-административная и ученая дѣятельность Ѳеофана

XXX. Ѳеофанъ-проповѣдникъ. Характеръ его проповѣди

XXXI. Ученый кругъ его времени. Князь Д. М. Голицынъ. Кантемиръ. Татищевъ. Сношенія ихъ между собою

XXXII. Ѳеофанъ и. Академія Наукъ

XXXIII. Отзывы иностранцевъ о Ѳеофанѣ и нѣкоторыя черты, от носящіяся къ его характеру

XXXIV. Школа

XXXV. Домовое хозяйство

XXXVI. Смерть п погребеніе Ѳеофана

XXXVII. Завѣщаніе Ѳеофана

OCR
76 ОЕОФАНЪ ПРОКОПОВИЧЪ лый хлѣбъ. Видя убо азъ твое двоедушество, никогда тя чимъ
искусихъ и оскорбихъ, но паче всегда благоугодная тебѣ творяхъ,
работахъ тебѣ вся дни, за яже купносельникъ былъ еси мнѣ во
обители святотроицкой и въ домѣ нашемъ архіерейскомъ,—не яко
отецъ и начальникъ, но яко купленный рабъ; — не допустихъ тя
ни о единой потребѣ тѣлесной и келейной попещися, вся тебѣ го¬
това бяху на всякъ день, яко владыцѣ нѣкоему... Яже подобаше
тебѣ послужити на мене, азъ тая вся тебѣ служилъ. И сія вся
въ ничто вмѣнилъ еси. Никогда отъ тебѣ получихъ ниже малѣй¬
шую честь, не юже отцемъ, но ниже равному брату подобающую.
Азъ же, отецъ, ни поне слово благоговѣйное когда слышахъ отъ
тебѣ, но многащи досадная, безчестная и наглая, мужицкая, посе-
лянская, дурацкая; много же паче нынѣ словеса претерпѣхъ отъ
тебѣ неточно гдѣ-либо келейно, но и народно: коликощи яко изум¬
ленный, или яко блекотлпвый козелъ навопилъ еси на мя, и внѣш-
ные человѣки своимъ злогласіемъ назвонилъ еси, яко диво нѣкое.
Но да не вмѣнитъ тебѣ сія Господь, понеже не отъ тебе сія; но
діаволъ накоствоваше ми чрезъ тебе, иже, обуздавъ тя, псторже
(яко волкъ хищникъ) отъ мене отца твоего. Аще и ты, гордяся
худостію моею, не хощеши мя имѣти себѣ и звати отца и пастыря,
но, благодатію Святаго Духа, отецъ тебѣ, аще послушливъ бы былъ
еси и покоренъ, и есмь и буду. Нынѣ же, отрицающуся тебѣ имѣти
мя отца и пастыря, кто еси и откуду?.. Скачеши, яко козелъ, высо¬
ко, но бойся, да не поползнешися глубоко. Въ толико достиглъ еси
неистовство, яко положилъ еси въ гордости твоей усто твое на
небо, а языкъ твой преходитъ по земли. Единъ ты человѣкъ мни-
шмся быти, иного же ни единаго человѣка вмѣнилъ еси, но вся
люди блядешп, нарицая свиніи; единаго себе мниши нѣкоего быти.
Внемли, гдѣ еси и на коемъ степени житія. Уврачися, брате, отъ
лютыхъ сихъ, молю тя, не вдавайся въ волю діаволю. Аще же азъ
тя чимъ соблазнахъ или оскорбихъ, отдазкдь ми, яко невѣждѣ сущу.
Аще въ упрямствѣ своемъ сатанинскомъ пребудеши, вѣждь, яко
по налѣ времени злѣ постраждеши и благодать, данную тебѣ, по¬
губишь Или мниши мудра быти себѣ? Никако, глаголю тн. Муд¬
рость бо, свыше сущая, мирна, кротка, благопокориа; въ тебѣ же
ни едино сихъ зрю. Но вопроси мя о себѣ: кто еси? Азъ тебѣ
скажу: буй еси, ненаказанъ, грубяпинъ, селчугъ нелюдскій, вепрь