Феофан Прокопович и его время

Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. -СПб., 1868

Содержание

Предисловие

I. Первые годы жизни и ученія Ѳеофана. Путешествіе за границей. Возвращеніе въ Россію. Учительство въ кіевской академіи. Сближеніе съ Петромъ. Ректорство въ академіи. Переписка съ Маркевичемъ

II. Вызовъ Ѳеофана въ С.-Петербургъ. Протесты московскихъ ученыхъ и м. Стефана Яворскаго. Посвященіе въ епископа. Ученые труды. Полемика съ княземъ Д. Кантемиромъ

III. Отмѣна патріаршества. Стефанъ-мѣстоблюститель патріаршаго престола

IV. Духовный Регламентъ и учрежденіе Сѵнода. Личный составъ Сѵнода. Распоряженіе Сѵнода

V. Стефанъ-президентъ Сѵнода. Протесты его. Неудовольствія. Смерть

VI. Ѳеодосій Яновскій. Злоупотребленіе власти н излишества. Ропотъ духовенства

VII. Ѳеофанъ. Церковно-административные и ученые труды его. Правда воли монаршей. Исторія Петра Великаго. О блаженствахъ противъ ханжей и лицемѣровъ. Каноническія сочиненія. Сочиненія противъ раскола. Проповѣди. С.-Петербургская семинарія. Штатъ духовный. Устроеніе монашества и монастырей. Домовое хозяйство

VIII. Возшествіе на престолъ Екатерины I. Заносчивость новгородскаго архіепископа Ѳеодосія

IX. Доносъ псковскаго провинціалъ-инквизитора на судью архіерейскаго дома, архимандрита Маркелла Родышевскаго, въ расхищенія церковнаго имущества

X. Процессъ и низложеніе новгородскаго архіепископа Ѳеодосія. Дѣло Варлаама Овсянникова. Перемѣщеніе Ѳеофана на новгородскую каѳедру

XI. Георгій Дашковъ и Игнатій Смола

XII. Маркеллъ Родышевскій и Ѳеофанъ. Протесты Родышевскаго противъ Ѳеофана въ противностяхъ церковныхъ и государственныхъ. Отвѣты Ѳеофана

XII. Сила Дашкова. Ревизія Сѵнода, Шаткое положеніе Ѳеофана. Покровительство Остермана Ѳеофану. Коронация Петра II. Толки о патріаршествѣ. Новые протесты Родышевскаго. Отвѣтъ Ѳеофана. Дѣло Носова. Письмо Ѳеофана къ Голштинскому герцогу. Свиданіе съ Маркевичами. Дѣло Каллиста Заленскаго

XIV. Событія 1730 года. Возобновленіе протестовъ Родышевскаго. Аврамовъ. Варлаамъ.

XV. Высочайшій указъ и конференція Сената съ Сѵнодомъ объ устроеніи Сѵнода. Судъ надъ воронежскимъ епископомъ Львомъ Юрловымъ

XVI. 1731 годъ. Учрежденіе Кабинета и возобновленіе Тайной Канцеляріи. Пасквиль іеродіакона Іоны на Ѳеофана. Допросы

XVII. Возраженія Родышевскаго на Регламентъ Духовный и на указъ о монашествѣ. Московскій розыскъ

XVIII. 1732 годъ. Отбытіе двора изъ Москвы въ С.-Петербургъ. Тетради о житіи Ѳеофана. Розыскъ переписчиковъ. Подозрѣнія заговора и мятежа. Аресты

XIX. Левъ Юрловъ, Игнатій Смола, Сильвестръ Холмскій и Дашковъ

XX. Изданіе Камня Вѣры. Полемика по поводу этого издаиія

XXI. Подметное письмо съ пасквилемъ на Ѳеофана

XXII. Продолженіе розысковъ по дѣлу подметнаго письма. Новыя подозрѣнія Ѳеофана. Рѣшиловъ. Арестъ и допросы Тверскаго архіепископа Ѳеофилакта Лопатипскаго

XXIII. Продолженіе слѣдствія по дѣлу о житіи Ѳеофана и о подметномъ письмѣ

XXIV. XXV. XXVI. Постановленія объ устроеніи монашества

XXVII. Комедіи при дворѣ цесаревны Елисаветы Петровны. Подозрѣнія Императрицы. Допросы регента Петрова

XXVIII. Взглядъ на предъидущее

XXIX. Церковно-административная и ученая дѣятельность Ѳеофана

XXX. Ѳеофанъ-проповѣдникъ. Характеръ его проповѣди

XXXI. Ученый кругъ его времени. Князь Д. М. Голицынъ. Кантемиръ. Татищевъ. Сношенія ихъ между собою

XXXII. Ѳеофанъ и. Академія Наукъ

XXXIII. Отзывы иностранцевъ о Ѳеофанѣ и нѣкоторыя черты, от носящіяся къ его характеру

XXXIV. Школа

XXXV. Домовое хозяйство

XXXVI. Смерть п погребеніе Ѳеофана

XXXVII. Завѣщаніе Ѳеофана

OCR
72 ѲЕОФАНЪ ПРОКОПОВИЧЪ вая привязанность къ обряда» я Форнавъ, грубость ретгіознага чувства и вкуса, незнаніе самыхъ первыхъ и основныхъ понятіи
христіанской вѣры и правилъ христіанской жизни составляютъ
характерическія черты религіозно-нравственной жизни русскаго
народа того времени. Очищеніе и исправленіе^ ея, возможное толь¬
ко чрезъ наставленія образованныхъ пастырей, существенно вхо¬
дило въ планъ церковно-административнаго и религіозно-нрав¬
ственнаго преобразованія, предпринятаго Петромъ ). * Ѳеофанъ выразилъ эти мысли въ церковномъ словѣ, произ¬
несенномъ по случаю открытія св. Сѵнода, въ Троицкомъ соборѣ
14 Февраля 1721 года, въ присутствіи Государя, при собраніи
министровъ и всего генералитета. «Коей пользы надѣятисн отъ правительства духовнаго, кажется
мнѣ, есть человѣка умомъ весьма ослѣпленнаго; ибо или невидитъ,
иля видѣти таковый не хощетъ, каковую нищету и бѣдство страж¬
детъ христіанскій народъ, когда нѣтъ духовнаго ученія и правле¬
нія. «У насъ, слава Богу, все хорошо и не требуютъ здравіи врача,
но болящій». Но такъ себе и прочіихъ льстятъ сіи окаянницы, якоже
иногда во Іерусалимѣ народъ и священство крайнимъ безуміемъ
и безсовѣстіемъ ослѣплены и находящаго гнѣва Божія, по пропо¬
вѣди пророка Іереміи, невѣдящіи, льстили себѣ сладкимъ лыце-
ніемъ: миръ миръ, и не бѣ миръ, яко же помянутый пророкъ сѣ¬
туетъ». «Какійубо у насъ миръ? Какое здравіе наше? До того пришло,
что всякъ, хотя бы пребеззаконнѣйшій, думаетъ себе быти честнѣе
и паче прочихъ святѣйшѣе: то наше здравіе. До того пришло, что
чуть не вси, бревна въ своемъ оцѣ не ощущающій, сучецъ усма¬
триваемъ во очесѣхъ ближняго: то нашъ миръ. До того пришло,
что и пріемшіи власть наставляти и учити людей сами христіан¬
скаго перваго ученія, еже апостолъ млекомъ иарицаетъ, невѣ-
даютъ. До того пришло и въ тая мы времена родилися, когда слѣніи
слѣпыхъ водятъ, саміи грубѣйшій невѣжди богословствуютъ и
догматы, смѣха достойные, пишутъ, ученія бѣсовская предаютъ, и
во преданіи бабіимъ баснемъ скоро вѣруется; прямое же и оспо- х) Объ изданіяхъ Д. Регламента и переводахъ его на иностранные языки
у Л. Л. Пекарскаго: Наука и литература въ Россіи при Петрѣ В. Ч. II, стр. 519-
—526. Спб. 1862.