Феофан Прокопович и его время

Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. -СПб., 1868

Содержание

Предисловие

I. Первые годы жизни и ученія Ѳеофана. Путешествіе за границей. Возвращеніе въ Россію. Учительство въ кіевской академіи. Сближеніе съ Петромъ. Ректорство въ академіи. Переписка съ Маркевичемъ

II. Вызовъ Ѳеофана въ С.-Петербургъ. Протесты московскихъ ученыхъ и м. Стефана Яворскаго. Посвященіе въ епископа. Ученые труды. Полемика съ княземъ Д. Кантемиромъ

III. Отмѣна патріаршества. Стефанъ-мѣстоблюститель патріаршаго престола

IV. Духовный Регламентъ и учрежденіе Сѵнода. Личный составъ Сѵнода. Распоряженіе Сѵнода

V. Стефанъ-президентъ Сѵнода. Протесты его. Неудовольствія. Смерть

VI. Ѳеодосій Яновскій. Злоупотребленіе власти н излишества. Ропотъ духовенства

VII. Ѳеофанъ. Церковно-административные и ученые труды его. Правда воли монаршей. Исторія Петра Великаго. О блаженствахъ противъ ханжей и лицемѣровъ. Каноническія сочиненія. Сочиненія противъ раскола. Проповѣди. С.-Петербургская семинарія. Штатъ духовный. Устроеніе монашества и монастырей. Домовое хозяйство

VIII. Возшествіе на престолъ Екатерины I. Заносчивость новгородскаго архіепископа Ѳеодосія

IX. Доносъ псковскаго провинціалъ-инквизитора на судью архіерейскаго дома, архимандрита Маркелла Родышевскаго, въ расхищенія церковнаго имущества

X. Процессъ и низложеніе новгородскаго архіепископа Ѳеодосія. Дѣло Варлаама Овсянникова. Перемѣщеніе Ѳеофана на новгородскую каѳедру

XI. Георгій Дашковъ и Игнатій Смола

XII. Маркеллъ Родышевскій и Ѳеофанъ. Протесты Родышевскаго противъ Ѳеофана въ противностяхъ церковныхъ и государственныхъ. Отвѣты Ѳеофана

XII. Сила Дашкова. Ревизія Сѵнода, Шаткое положеніе Ѳеофана. Покровительство Остермана Ѳеофану. Коронация Петра II. Толки о патріаршествѣ. Новые протесты Родышевскаго. Отвѣтъ Ѳеофана. Дѣло Носова. Письмо Ѳеофана къ Голштинскому герцогу. Свиданіе съ Маркевичами. Дѣло Каллиста Заленскаго

XIV. Событія 1730 года. Возобновленіе протестовъ Родышевскаго. Аврамовъ. Варлаамъ.

XV. Высочайшій указъ и конференція Сената съ Сѵнодомъ объ устроеніи Сѵнода. Судъ надъ воронежскимъ епископомъ Львомъ Юрловымъ

XVI. 1731 годъ. Учрежденіе Кабинета и возобновленіе Тайной Канцеляріи. Пасквиль іеродіакона Іоны на Ѳеофана. Допросы

XVII. Возраженія Родышевскаго на Регламентъ Духовный и на указъ о монашествѣ. Московскій розыскъ

XVIII. 1732 годъ. Отбытіе двора изъ Москвы въ С.-Петербургъ. Тетради о житіи Ѳеофана. Розыскъ переписчиковъ. Подозрѣнія заговора и мятежа. Аресты

XIX. Левъ Юрловъ, Игнатій Смола, Сильвестръ Холмскій и Дашковъ

XX. Изданіе Камня Вѣры. Полемика по поводу этого издаиія

XXI. Подметное письмо съ пасквилемъ на Ѳеофана

XXII. Продолженіе розысковъ по дѣлу подметнаго письма. Новыя подозрѣнія Ѳеофана. Рѣшиловъ. Арестъ и допросы Тверскаго архіепископа Ѳеофилакта Лопатипскаго

XXIII. Продолженіе слѣдствія по дѣлу о житіи Ѳеофана и о подметномъ письмѣ

XXIV. XXV. XXVI. Постановленія объ устроеніи монашества

XXVII. Комедіи при дворѣ цесаревны Елисаветы Петровны. Подозрѣнія Императрицы. Допросы регента Петрова

XXVIII. Взглядъ на предъидущее

XXIX. Церковно-административная и ученая дѣятельность Ѳеофана

XXX. Ѳеофанъ-проповѣдникъ. Характеръ его проповѣди

XXXI. Ученый кругъ его времени. Князь Д. М. Голицынъ. Кантемиръ. Татищевъ. Сношенія ихъ между собою

XXXII. Ѳеофанъ и. Академія Наукъ

XXXIII. Отзывы иностранцевъ о Ѳеофанѣ и нѣкоторыя черты, от носящіяся къ его характеру

XXXIV. Школа

XXXV. Домовое хозяйство

XXXVI. Смерть п погребеніе Ѳеофана

XXXVII. Завѣщаніе Ѳеофана

OCR
* * И ЕГО ВРЕМЯ. 71 § чгё>імъ и не безопаснымъ. А потому онъ рѣшился ввести Церковь
въ общій порядокъ государственной жизни, подчинить ее общей
системѣ государственнаго правленія, какъ одну изъ ея вѣтвей, и
духовное правительство сдѣлать коллегіей наряду съ прочими кол¬
легіями. Званіе патріаршее уничтожалось само собою. Члены ду¬
ховной коллегіи, изключая особенный родъ ихъ дѣлъ, становились
такишіжъ начальниками въ своемъ вѣдомствѣ, какъ другіе —
в'ъ'ЙзоЪхъ управленіяхъ, даже съ тѣми же названіями президента,
вицепрезиденѣовъ, совѣтниковъ и ассессоровъ, какъ и въ прочихъ
коллегіяхъ. Вмѣстѣ съ этимъ Церковь и духовенство становились
въ общую подсудность государству по всѣмъ своимъ дѣламъ и ин¬
тересамъ, исключая церковныхъ догматовъ и каноновъ. Члены
духовной коллегіи должны были, вступая въ эту должность, кромѣ
общей присяги по церковному званію, приносить особую присягу
на вѣрность Государю по званію членовъ коллегіи. Какъ мало довѣрялъ Регламентъ образованію духовныхъ па¬
стырей, стоящихъ даже на высшихъ степеняхъ церковной іерархіи,
можно судить по слѣдующимъ статьямъ Регламента (дѣла еписко¬
повъ, §§ 1 — 3). «Должны суть епископы имѣть всякъ у себя соборы селенскіе
и помѣстные, и что во оныхъ заповѣдано, какъ ихъ же самихъ
чину, такъ и всему клиру должное, знать гораздо, что неможетъ
быть безъ прилежнаго и частаго чтенія. Должны наипаче знать
степени однородства и сродства и каковыя могутъ вмѣстить въ себѣ
супружество, а каковыя не могутъ. Сами бы сіе вѣдали, а не на
иного кого спускались, хотя бы и былъ у нихъ искусный въ семъ
человѣкъ. А понеже какъ первая, такъ и вторая вышеупомянутая
ихъ должность не можетъ добрѣ знаема быть безъ прилежнаго
чтенія; а будетъ ли всякъ охотникъ къ чтенію, неизвѣстно: того
ради поданъ будетъ всѣмъ епископамъ отъ Коллегіума духовнаго
указъ, чтобы у всякаго, при его трапезѣ, чтеніе было каноновъ
себѣ надлежащихъ, и развѣ тое моглобъ иногда оставитися во
дни великихъ праздниковъ или при гостяхъ достойныхъ, или за
иную нѣкую вину правильную». Духовная жизнь народа находилась въ такомъ положеніи, что
требовала настоятельно мѣръ къ ея улучшенію. Умноженіе и пов¬
сюдное распространеніе суевѣрій, самыхъ грубыхъ,—чрезвычай-