Феофан Прокопович и его время

Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. -СПб., 1868

Содержание

Предисловие

I. Первые годы жизни и ученія Ѳеофана. Путешествіе за границей. Возвращеніе въ Россію. Учительство въ кіевской академіи. Сближеніе съ Петромъ. Ректорство въ академіи. Переписка съ Маркевичемъ

II. Вызовъ Ѳеофана въ С.-Петербургъ. Протесты московскихъ ученыхъ и м. Стефана Яворскаго. Посвященіе въ епископа. Ученые труды. Полемика съ княземъ Д. Кантемиромъ

III. Отмѣна патріаршества. Стефанъ-мѣстоблюститель патріаршаго престола

IV. Духовный Регламентъ и учрежденіе Сѵнода. Личный составъ Сѵнода. Распоряженіе Сѵнода

V. Стефанъ-президентъ Сѵнода. Протесты его. Неудовольствія. Смерть

VI. Ѳеодосій Яновскій. Злоупотребленіе власти н излишества. Ропотъ духовенства

VII. Ѳеофанъ. Церковно-административные и ученые труды его. Правда воли монаршей. Исторія Петра Великаго. О блаженствахъ противъ ханжей и лицемѣровъ. Каноническія сочиненія. Сочиненія противъ раскола. Проповѣди. С.-Петербургская семинарія. Штатъ духовный. Устроеніе монашества и монастырей. Домовое хозяйство

VIII. Возшествіе на престолъ Екатерины I. Заносчивость новгородскаго архіепископа Ѳеодосія

IX. Доносъ псковскаго провинціалъ-инквизитора на судью архіерейскаго дома, архимандрита Маркелла Родышевскаго, въ расхищенія церковнаго имущества

X. Процессъ и низложеніе новгородскаго архіепископа Ѳеодосія. Дѣло Варлаама Овсянникова. Перемѣщеніе Ѳеофана на новгородскую каѳедру

XI. Георгій Дашковъ и Игнатій Смола

XII. Маркеллъ Родышевскій и Ѳеофанъ. Протесты Родышевскаго противъ Ѳеофана въ противностяхъ церковныхъ и государственныхъ. Отвѣты Ѳеофана

XII. Сила Дашкова. Ревизія Сѵнода, Шаткое положеніе Ѳеофана. Покровительство Остермана Ѳеофану. Коронация Петра II. Толки о патріаршествѣ. Новые протесты Родышевскаго. Отвѣтъ Ѳеофана. Дѣло Носова. Письмо Ѳеофана къ Голштинскому герцогу. Свиданіе съ Маркевичами. Дѣло Каллиста Заленскаго

XIV. Событія 1730 года. Возобновленіе протестовъ Родышевскаго. Аврамовъ. Варлаамъ.

XV. Высочайшій указъ и конференція Сената съ Сѵнодомъ объ устроеніи Сѵнода. Судъ надъ воронежскимъ епископомъ Львомъ Юрловымъ

XVI. 1731 годъ. Учрежденіе Кабинета и возобновленіе Тайной Канцеляріи. Пасквиль іеродіакона Іоны на Ѳеофана. Допросы

XVII. Возраженія Родышевскаго на Регламентъ Духовный и на указъ о монашествѣ. Московскій розыскъ

XVIII. 1732 годъ. Отбытіе двора изъ Москвы въ С.-Петербургъ. Тетради о житіи Ѳеофана. Розыскъ переписчиковъ. Подозрѣнія заговора и мятежа. Аресты

XIX. Левъ Юрловъ, Игнатій Смола, Сильвестръ Холмскій и Дашковъ

XX. Изданіе Камня Вѣры. Полемика по поводу этого издаиія

XXI. Подметное письмо съ пасквилемъ на Ѳеофана

XXII. Продолженіе розысковъ по дѣлу подметнаго письма. Новыя подозрѣнія Ѳеофана. Рѣшиловъ. Арестъ и допросы Тверскаго архіепископа Ѳеофилакта Лопатипскаго

XXIII. Продолженіе слѣдствія по дѣлу о житіи Ѳеофана и о подметномъ письмѣ

XXIV. XXV. XXVI. Постановленія объ устроеніи монашества

XXVII. Комедіи при дворѣ цесаревны Елисаветы Петровны. Подозрѣнія Императрицы. Допросы регента Петрова

XXVIII. Взглядъ на предъидущее

XXIX. Церковно-административная и ученая дѣятельность Ѳеофана

XXX. Ѳеофанъ-проповѣдникъ. Характеръ его проповѣди

XXXI. Ученый кругъ его времени. Князь Д. М. Голицынъ. Кантемиръ. Татищевъ. Сношенія ихъ между собою

XXXII. Ѳеофанъ и. Академія Наукъ

XXXIII. Отзывы иностранцевъ о Ѳеофанѣ и нѣкоторыя черты, от носящіяся къ его характеру

XXXIV. Школа

XXXV. Домовое хозяйство

XXXVI. Смерть п погребеніе Ѳеофана

XXXVII. Завѣщаніе Ѳеофана

OCR
724 ѲЕОФАНЪ ПРОКОПОВИЧЪ II. По полудни 1-й гулять; 2 и 3 латинскаго и русскаго языка паки
обучаться; 4 и 5 рисовать; б и 7 инымъ голосной, инымъ инструмен¬
тальной обучаться музыкѣ на перемѣну; 8 грамматики еллнискаго языка;
9 гулять и вечерять и потомъ молиться и ложиться. Во вторникъ и чет¬
вертокъ по обѣдѣ гулять,.,^ III. Во всякій день при трапезѣ читать чтеніе отъ св. писанія, тѣмъ
которые могутъ читать точно, по тридневнымъ чередамъ. А чтеніямъ
быть слѣдующимъ: а) въ воскресные дни Дѣянія апостольская да прочи¬
таются; б) въ понедѣльникъ, вторникъ, среду и четвертокъ книги исто¬
рическія, начиная отъ Бытія; в) въ пятокъ и субботу Притчи Соломоно¬
вы. И читать по опредѣленнымъ статьямъ всякую статью до конца. IV. При трапезѣ никому пи съ кѣмъ ничего ни тихо ни въ голосъ
не говорить и никакимъ образомъ не соглашаться и не раздражаться, по
внимать чтенію. V. Если что въ чтеніи покажется кому недоумѣнное, тобы онъ вы¬
писалъ для памяти; а во время свободное предлагалъ намъ для протол¬
кованія. VI. Когда время идти въ церковь, и шлибы всѣ вмѣстѣ, иервѣе ма¬
лые, и но нихъ большіе, такожъ и изъ церкви. VII. Во дни воскресные предъ литургіею читать съ книги одному, а
прочимъ слушать толкованія заповѣдей, и одну заповѣдь отправить од¬
нимъ чтеніемъ. А по литургіи малымъ ребятамъ совопрошаться отъ за¬
повѣдей, двоимъ отъ одной, а другимъ двоимъ отъ ‘другой слѣдующей,
и тако въ одно время отправлять но двѣ заповѣди очередно. VIII. Во дни господскіе предъ литургіею, троимъ одному по другомъ,
напзустъ проговорить повѣсть краткую, богословскую. И сіе очередно
дѣлать по троимъ на праздникъ. ' IX. Въ гуляніи внѣ дому всѣмъ быть вмѣстѣ и единому отъ другихъ
далѣе пятидесяти саженъ не отлучаться, дабы одни другимъ въ случаѣ
помощи, и одни другихъ о обхожденіи и нѣкоемъ (сохрани Боже) припад¬
кѣ свидѣтельствовать могли. X. Игранія употреблять безбѣдныя и незлообразпыя; напримѣръ
въ городки палками не играть; на краглн метать пули не выше двоихъ
аршинъ; по сторонамъ игры уоей близко не стоять, побѣдителямъ на по¬
бѣжденныхъ не садиться и ничего непристойнаго дѣлать но велѣть;
въ свайку никому отнюдь не играть. XI. Когда которому нужда будетъ изыйти изъ дома куди ни на есть
(блцзко или далеко), тогда докладывать намъ, а въ иебытности пашей
первому, кто будетъ изъ служебной фамиліи, н требовать позволенія. И
во всей зтой отлучкѣ, даже до возвращенія въ домъ, былъ-бм при немъ
одинъ изъ слугъ нашихъ, дворянинъ или иной кто служитель. А того со¬
присутствующаго не поить. И но возвращеніи намъ, или въ не присут¬
ствіи нашемъ, кому пристойно представить для освидѣтельствованія, что
онъ не пьянъ.