Феофан Прокопович и его время

Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. -СПб., 1868

Содержание

Предисловие

I. Первые годы жизни и ученія Ѳеофана. Путешествіе за границей. Возвращеніе въ Россію. Учительство въ кіевской академіи. Сближеніе съ Петромъ. Ректорство въ академіи. Переписка съ Маркевичемъ

II. Вызовъ Ѳеофана въ С.-Петербургъ. Протесты московскихъ ученыхъ и м. Стефана Яворскаго. Посвященіе въ епископа. Ученые труды. Полемика съ княземъ Д. Кантемиромъ

III. Отмѣна патріаршества. Стефанъ-мѣстоблюститель патріаршаго престола

IV. Духовный Регламентъ и учрежденіе Сѵнода. Личный составъ Сѵнода. Распоряженіе Сѵнода

V. Стефанъ-президентъ Сѵнода. Протесты его. Неудовольствія. Смерть

VI. Ѳеодосій Яновскій. Злоупотребленіе власти н излишества. Ропотъ духовенства

VII. Ѳеофанъ. Церковно-административные и ученые труды его. Правда воли монаршей. Исторія Петра Великаго. О блаженствахъ противъ ханжей и лицемѣровъ. Каноническія сочиненія. Сочиненія противъ раскола. Проповѣди. С.-Петербургская семинарія. Штатъ духовный. Устроеніе монашества и монастырей. Домовое хозяйство

VIII. Возшествіе на престолъ Екатерины I. Заносчивость новгородскаго архіепископа Ѳеодосія

IX. Доносъ псковскаго провинціалъ-инквизитора на судью архіерейскаго дома, архимандрита Маркелла Родышевскаго, въ расхищенія церковнаго имущества

X. Процессъ и низложеніе новгородскаго архіепископа Ѳеодосія. Дѣло Варлаама Овсянникова. Перемѣщеніе Ѳеофана на новгородскую каѳедру

XI. Георгій Дашковъ и Игнатій Смола

XII. Маркеллъ Родышевскій и Ѳеофанъ. Протесты Родышевскаго противъ Ѳеофана въ противностяхъ церковныхъ и государственныхъ. Отвѣты Ѳеофана

XII. Сила Дашкова. Ревизія Сѵнода, Шаткое положеніе Ѳеофана. Покровительство Остермана Ѳеофану. Коронация Петра II. Толки о патріаршествѣ. Новые протесты Родышевскаго. Отвѣтъ Ѳеофана. Дѣло Носова. Письмо Ѳеофана къ Голштинскому герцогу. Свиданіе съ Маркевичами. Дѣло Каллиста Заленскаго

XIV. Событія 1730 года. Возобновленіе протестовъ Родышевскаго. Аврамовъ. Варлаамъ.

XV. Высочайшій указъ и конференція Сената съ Сѵнодомъ объ устроеніи Сѵнода. Судъ надъ воронежскимъ епископомъ Львомъ Юрловымъ

XVI. 1731 годъ. Учрежденіе Кабинета и возобновленіе Тайной Канцеляріи. Пасквиль іеродіакона Іоны на Ѳеофана. Допросы

XVII. Возраженія Родышевскаго на Регламентъ Духовный и на указъ о монашествѣ. Московскій розыскъ

XVIII. 1732 годъ. Отбытіе двора изъ Москвы въ С.-Петербургъ. Тетради о житіи Ѳеофана. Розыскъ переписчиковъ. Подозрѣнія заговора и мятежа. Аресты

XIX. Левъ Юрловъ, Игнатій Смола, Сильвестръ Холмскій и Дашковъ

XX. Изданіе Камня Вѣры. Полемика по поводу этого издаиія

XXI. Подметное письмо съ пасквилемъ на Ѳеофана

XXII. Продолженіе розысковъ по дѣлу подметнаго письма. Новыя подозрѣнія Ѳеофана. Рѣшиловъ. Арестъ и допросы Тверскаго архіепископа Ѳеофилакта Лопатипскаго

XXIII. Продолженіе слѣдствія по дѣлу о житіи Ѳеофана и о подметномъ письмѣ

XXIV. XXV. XXVI. Постановленія объ устроеніи монашества

XXVII. Комедіи при дворѣ цесаревны Елисаветы Петровны. Подозрѣнія Императрицы. Допросы регента Петрова

XXVIII. Взглядъ на предъидущее

XXIX. Церковно-административная и ученая дѣятельность Ѳеофана

XXX. Ѳеофанъ-проповѣдникъ. Характеръ его проповѣди

XXXI. Ученый кругъ его времени. Князь Д. М. Голицынъ. Кантемиръ. Татищевъ. Сношенія ихъ между собою

XXXII. Ѳеофанъ и. Академія Наукъ

XXXIII. Отзывы иностранцевъ о Ѳеофанѣ и нѣкоторыя черты, от носящіяся къ его характеру

XXXIV. Школа

XXXV. Домовое хозяйство

XXXVI. Смерть п погребеніе Ѳеофана

XXXVII. Завѣщаніе Ѳеофана

OCR
716 ѲЕОФАНЪ ПРОКОПОВИЧЪ человѣкъ въ большомъ монастырѣ, а въ прочихъ по пропорціи; про¬
чимъ же монахамъ весьма выѣздъ отсѣчь: ибо когда оставили міръ, уже
возвращаться во оный не надлежитъ. О монахиняхъ. 13) Монахинямъ въ служеніи нищихъ равное жъ опредѣленіе, яко
монахамъ, своего пола. Такожъ нѣсколько монастырей опредѣлить, гдѣ
всѣхъ сиротъ обоего пола принимать обоихъ сортовъ, то есть безъ при¬
зрѣнія послѣ родителевъ оставшихъ и подкидышей или явленныхъ такихъ,
которыхъ воспитывать мужескаго до 7 лѣтъ, а потомъ отсылать въ шко¬
лы опредѣленныя, а женскаго пола обучать грамотѣ, такожъ слѣдующихъ
мастерствъ—пряжи, шитья, плетенья кружевъ (для чего надлежитъ выпи¬
сать изъ Брабандін сиротъ, которые выучены въ монастыряхъ). И въ сихъ
дѣвичьихъ монастыряхъ, гдѣ сироты опредѣлены, сдѣлать ходы съ улицъ
къ церквамъ, которые на воротахъ, дабы туды приходили слушать пѣнія
а не на монастырь, и сдѣлать хоры для пѣнія въ тѣхъ монастыряхъ, гдѣ
сироты опредѣлены; а въ прочихъ женскихъ монастыряхъ лутче нонамъ
и дьяконамъ пѣть. 14) Такожъ возращеннымъ до 7 лѣтъ мужескаго пола надлежитъ
особливыя жилища опредѣлить (понеже въ монастыряхъ пмъ быть не
приличпо), къ чему выведенные монастыри угодны будутъ. II опредѣле¬
ніе училищъ учинить сиротамъ, гдѣ обучать, сверхъ вѣры н заповѣдей
Божіихъ, цифири п геометріи. Опредѣленіе 2. Для архіерейства п прочихъ. 1) Сего для надлежитъ учинить семинаріи, которьгаРь быть въ двухъ
мѣстѣхъ. Здѣсь устроить домъ такой; а на Москвѣ пли старый спасскій
пли иной монастырь, а лучшебъ кажется въ Еремлѣ, яко не людное мѣ¬
сто есть. 2) А которые выучатся п лѣтъ смыслу достойныхъ будутъ, такихъ
постригать (сіе кажется противно правдѣ; да буде иного способу не сы¬
щется, лучше изъ двухъ золъ легчайшее выбрать) и отсылать въ невскій
монастырь; также нынѣ пока такими заведутся, искать хотя неученыхъ,
но писаніе вѣдущыхъ и доброй совѣсти людей изъ монаховъ и изъ свѣт¬
скихъ въ монахи, и онымъ уже шюй путь опредѣлить иродъ другими мо¬
нахи, иоиежо сіи не для монашества, по ради ученія людомъ и тайнъ
церковныхъ опредѣляются; монашество же имъ по нуждѣ править толь¬
ко, а къ сему служенію по нужное, и ежслн возможно, то облегчить ихъ
во обѣщаніи. Ѳеофанъ измѣнилъ этотъ 2 пунктъ и дополнилъ его слѣдующими до
15 включительно. Обученные въ семинаріи до исполненія тридцати лѣтъ
должны учить въ томъ же дому дѣтей, въ которомъ сами изучилися.