Феофан Прокопович и его время

Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. -СПб., 1868

Содержание

Предисловие

I. Первые годы жизни и ученія Ѳеофана. Путешествіе за границей. Возвращеніе въ Россію. Учительство въ кіевской академіи. Сближеніе съ Петромъ. Ректорство въ академіи. Переписка съ Маркевичемъ

II. Вызовъ Ѳеофана въ С.-Петербургъ. Протесты московскихъ ученыхъ и м. Стефана Яворскаго. Посвященіе въ епископа. Ученые труды. Полемика съ княземъ Д. Кантемиромъ

III. Отмѣна патріаршества. Стефанъ-мѣстоблюститель патріаршаго престола

IV. Духовный Регламентъ и учрежденіе Сѵнода. Личный составъ Сѵнода. Распоряженіе Сѵнода

V. Стефанъ-президентъ Сѵнода. Протесты его. Неудовольствія. Смерть

VI. Ѳеодосій Яновскій. Злоупотребленіе власти н излишества. Ропотъ духовенства

VII. Ѳеофанъ. Церковно-административные и ученые труды его. Правда воли монаршей. Исторія Петра Великаго. О блаженствахъ противъ ханжей и лицемѣровъ. Каноническія сочиненія. Сочиненія противъ раскола. Проповѣди. С.-Петербургская семинарія. Штатъ духовный. Устроеніе монашества и монастырей. Домовое хозяйство

VIII. Возшествіе на престолъ Екатерины I. Заносчивость новгородскаго архіепископа Ѳеодосія

IX. Доносъ псковскаго провинціалъ-инквизитора на судью архіерейскаго дома, архимандрита Маркелла Родышевскаго, въ расхищенія церковнаго имущества

X. Процессъ и низложеніе новгородскаго архіепископа Ѳеодосія. Дѣло Варлаама Овсянникова. Перемѣщеніе Ѳеофана на новгородскую каѳедру

XI. Георгій Дашковъ и Игнатій Смола

XII. Маркеллъ Родышевскій и Ѳеофанъ. Протесты Родышевскаго противъ Ѳеофана въ противностяхъ церковныхъ и государственныхъ. Отвѣты Ѳеофана

XII. Сила Дашкова. Ревизія Сѵнода, Шаткое положеніе Ѳеофана. Покровительство Остермана Ѳеофану. Коронация Петра II. Толки о патріаршествѣ. Новые протесты Родышевскаго. Отвѣтъ Ѳеофана. Дѣло Носова. Письмо Ѳеофана къ Голштинскому герцогу. Свиданіе съ Маркевичами. Дѣло Каллиста Заленскаго

XIV. Событія 1730 года. Возобновленіе протестовъ Родышевскаго. Аврамовъ. Варлаамъ.

XV. Высочайшій указъ и конференція Сената съ Сѵнодомъ объ устроеніи Сѵнода. Судъ надъ воронежскимъ епископомъ Львомъ Юрловымъ

XVI. 1731 годъ. Учрежденіе Кабинета и возобновленіе Тайной Канцеляріи. Пасквиль іеродіакона Іоны на Ѳеофана. Допросы

XVII. Возраженія Родышевскаго на Регламентъ Духовный и на указъ о монашествѣ. Московскій розыскъ

XVIII. 1732 годъ. Отбытіе двора изъ Москвы въ С.-Петербургъ. Тетради о житіи Ѳеофана. Розыскъ переписчиковъ. Подозрѣнія заговора и мятежа. Аресты

XIX. Левъ Юрловъ, Игнатій Смола, Сильвестръ Холмскій и Дашковъ

XX. Изданіе Камня Вѣры. Полемика по поводу этого издаиія

XXI. Подметное письмо съ пасквилемъ на Ѳеофана

XXII. Продолженіе розысковъ по дѣлу подметнаго письма. Новыя подозрѣнія Ѳеофана. Рѣшиловъ. Арестъ и допросы Тверскаго архіепископа Ѳеофилакта Лопатипскаго

XXIII. Продолженіе слѣдствія по дѣлу о житіи Ѳеофана и о подметномъ письмѣ

XXIV. XXV. XXVI. Постановленія объ устроеніи монашества

XXVII. Комедіи при дворѣ цесаревны Елисаветы Петровны. Подозрѣнія Императрицы. Допросы регента Петрова

XXVIII. Взглядъ на предъидущее

XXIX. Церковно-административная и ученая дѣятельность Ѳеофана

XXX. Ѳеофанъ-проповѣдникъ. Характеръ его проповѣди

XXXI. Ученый кругъ его времени. Князь Д. М. Голицынъ. Кантемиръ. Татищевъ. Сношенія ихъ между собою

XXXII. Ѳеофанъ и. Академія Наукъ

XXXIII. Отзывы иностранцевъ о Ѳеофанѣ и нѣкоторыя черты, от носящіяся къ его характеру

XXXIV. Школа

XXXV. Домовое хозяйство

XXXVI. Смерть п погребеніе Ѳеофана

XXXVII. Завѣщаніе Ѳеофана

OCR
714 ѲЕОФАНЪ ПРОКОПОВИЧЪ Сего ради надлежитъ разсуждать: когда невозможно такихъ имѣть, то 1) имѣется-ль нужда въ нынѣшнемъ монашествѣ и какая; 2) аще имѣет¬
ся, то какъ ихъ прямыми монахами студепости ради климата содержать.
На первое: имѣется нужда въ монашествѣ трехъ ради винъ. 1) Ради удовольствованія прямого совѣстію оиое желающихъ. 2) Для архіерейства, понеже обычаемъ вошло древнимъ не быть, кро¬
мѣ что изъ монаховъ, хотя прежде съ триста лѣтъ по Христѣ не монахи
были и многія чудеса на соборахъ явили. 3) Примѣра ради апост. Павла, который хотя обрѣзаніе и отрѣ¬
шалъ всячески, но ученика своего Тимоѳея обрѣза іудей ради на мѣ¬
стѣ ономъ. Но понеже, какъ выше писано, такимъ образомъ, какъ древніе были,
въ здѣшнихъ краяхъ никакоже стужи ради содержать возможно, то над¬
лежитъ искать способу, какимъ-бы образомъ ипой путь предъ Богомъ
угодный и предъ людьми не постыдный и не блазиенный былъ. Понеже
нынѣшнее житіе монаховъ точію видъ есть и поносъ отъ пныхъ зако¬
новъ, не мало же и зла происходитъ, понеже большая часть тунеядцы
суть, и понеже корень всему злу праздность и сколько забобоновъ рас-
кольныхъ и возмутителей произошло, всѣмъ вѣдомо есть такожъ; ктомужъ
у насъ почитай всѣ изъ поселянъ: то что оные оставили явно есть, — не
точію не отреклись, но приреклись доброму и довольному житію, ибо
дома былъ троеданникъ, то есть дому своему, государству и помѣщику,
а въ монахахъ все готовое; а гдѣ и сами трудятся, то токмо вольные
поселяне суть, ибо токмо одну долю отъ трехъ противъ поселянъ рабо¬
таютъ. Прилѣжатъ же ли разумѣнію божественнаго писанія и ученія?
Всячески нѣтъ; а что, говорятъ, молятся, то и вси молятся. «И сію отго¬
ворку отвергаетъ Василій святыщ какъ выше показано». Чтоже прибыль обществу отъ сего? Во истину токмо старая посло¬
вица: ни Богу нп людямъ; понеже большая часть бѣгутъ отъ податей и
отъ лѣности, дабы даромъ хлѣбъ ѣсть. Находится же пной способъ жи¬
тія празднымъ симъ не праздный, но Богоугодный н не зазорный, еже
служити прямымъ нищимъ, престарѣлымъ и младенцамъ. Ибо на многихъ
мѣстѣхъ святое писаніе сіе не токмо похваляетъ, по и узаконяетъ. А
наипаче самъ Спаситель Христосъ во многихъ мѣстѣхъ и въ день пра¬
веднаго Его суда грозитъ муками непослуживііпімъ нищетѣ. И самъ идый
на смерть ученикамъ послѣднюю службу умовсніемъ ногъ учинилъ и чи¬
нить велѣлъ: іі сія служба ость много но равна, но превосходнѣйшая но
точію нынѣшняго монашества, по и самаго совершеннаго древняго; ибо
хотя и добрый путь древніе сей имѣли, но яко отъ человѣкъ уставлен¬
ный, сей же отъ Бога есть новсдѣшшй. Опредѣленія же два такимъ об¬
разомъ учинить должно. Первое—для удовольствованія немощной совѣсти; второе—для архіе-
рейства и прочихъ учителей церковныхъ.