Феофан Прокопович и его время

Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. -СПб., 1868

Содержание

Предисловие

I. Первые годы жизни и ученія Ѳеофана. Путешествіе за границей. Возвращеніе въ Россію. Учительство въ кіевской академіи. Сближеніе съ Петромъ. Ректорство въ академіи. Переписка съ Маркевичемъ

II. Вызовъ Ѳеофана въ С.-Петербургъ. Протесты московскихъ ученыхъ и м. Стефана Яворскаго. Посвященіе въ епископа. Ученые труды. Полемика съ княземъ Д. Кантемиромъ

III. Отмѣна патріаршества. Стефанъ-мѣстоблюститель патріаршаго престола

IV. Духовный Регламентъ и учрежденіе Сѵнода. Личный составъ Сѵнода. Распоряженіе Сѵнода

V. Стефанъ-президентъ Сѵнода. Протесты его. Неудовольствія. Смерть

VI. Ѳеодосій Яновскій. Злоупотребленіе власти н излишества. Ропотъ духовенства

VII. Ѳеофанъ. Церковно-административные и ученые труды его. Правда воли монаршей. Исторія Петра Великаго. О блаженствахъ противъ ханжей и лицемѣровъ. Каноническія сочиненія. Сочиненія противъ раскола. Проповѣди. С.-Петербургская семинарія. Штатъ духовный. Устроеніе монашества и монастырей. Домовое хозяйство

VIII. Возшествіе на престолъ Екатерины I. Заносчивость новгородскаго архіепископа Ѳеодосія

IX. Доносъ псковскаго провинціалъ-инквизитора на судью архіерейскаго дома, архимандрита Маркелла Родышевскаго, въ расхищенія церковнаго имущества

X. Процессъ и низложеніе новгородскаго архіепископа Ѳеодосія. Дѣло Варлаама Овсянникова. Перемѣщеніе Ѳеофана на новгородскую каѳедру

XI. Георгій Дашковъ и Игнатій Смола

XII. Маркеллъ Родышевскій и Ѳеофанъ. Протесты Родышевскаго противъ Ѳеофана въ противностяхъ церковныхъ и государственныхъ. Отвѣты Ѳеофана

XII. Сила Дашкова. Ревизія Сѵнода, Шаткое положеніе Ѳеофана. Покровительство Остермана Ѳеофану. Коронация Петра II. Толки о патріаршествѣ. Новые протесты Родышевскаго. Отвѣтъ Ѳеофана. Дѣло Носова. Письмо Ѳеофана къ Голштинскому герцогу. Свиданіе съ Маркевичами. Дѣло Каллиста Заленскаго

XIV. Событія 1730 года. Возобновленіе протестовъ Родышевскаго. Аврамовъ. Варлаамъ.

XV. Высочайшій указъ и конференція Сената съ Сѵнодомъ объ устроеніи Сѵнода. Судъ надъ воронежскимъ епископомъ Львомъ Юрловымъ

XVI. 1731 годъ. Учрежденіе Кабинета и возобновленіе Тайной Канцеляріи. Пасквиль іеродіакона Іоны на Ѳеофана. Допросы

XVII. Возраженія Родышевскаго на Регламентъ Духовный и на указъ о монашествѣ. Московскій розыскъ

XVIII. 1732 годъ. Отбытіе двора изъ Москвы въ С.-Петербургъ. Тетради о житіи Ѳеофана. Розыскъ переписчиковъ. Подозрѣнія заговора и мятежа. Аресты

XIX. Левъ Юрловъ, Игнатій Смола, Сильвестръ Холмскій и Дашковъ

XX. Изданіе Камня Вѣры. Полемика по поводу этого издаиія

XXI. Подметное письмо съ пасквилемъ на Ѳеофана

XXII. Продолженіе розысковъ по дѣлу подметнаго письма. Новыя подозрѣнія Ѳеофана. Рѣшиловъ. Арестъ и допросы Тверскаго архіепископа Ѳеофилакта Лопатипскаго

XXIII. Продолженіе слѣдствія по дѣлу о житіи Ѳеофана и о подметномъ письмѣ

XXIV. XXV. XXVI. Постановленія объ устроеніи монашества

XXVII. Комедіи при дворѣ цесаревны Елисаветы Петровны. Подозрѣнія Императрицы. Допросы регента Петрова

XXVIII. Взглядъ на предъидущее

XXIX. Церковно-административная и ученая дѣятельность Ѳеофана

XXX. Ѳеофанъ-проповѣдникъ. Характеръ его проповѣди

XXXI. Ученый кругъ его времени. Князь Д. М. Голицынъ. Кантемиръ. Татищевъ. Сношенія ихъ между собою

XXXII. Ѳеофанъ и. Академія Наукъ

XXXIII. Отзывы иностранцевъ о Ѳеофанѣ и нѣкоторыя черты, от носящіяся къ его характеру

XXXIV. Школа

XXXV. Домовое хозяйство

XXXVI. Смерть п погребеніе Ѳеофана

XXXVII. Завѣщаніе Ѳеофана

OCR
И ЕГО ВРЕМЯ. 713 ператоры, покинувъ своѳ званіе, ханжить начали, тогда нѣкоторые плуты
къ онымъ подошли *) и монастыри не въ пустыняхъ уже, но въ самыхъ
городѣхъ и въ близь лежащихъ отъ оныхъ мѣстахъ строить начали и де¬
нежные помочи требовали для сен мнимой святыни; еще же горше яко
и не трудитися, по трудами другихъ туне шітатися восхотѣли, къ чему
императоры паче своей должности, въ чемъ было имъ трудитися надле¬
жало, сею мнимою святынею или обмануты отъ оныхъ, или сами къ тому
какой ради страсти весьма склонны явились, и великую часть погибели
самимъ себѣ и народу стяжали, какъ исторіи цареградскія повѣствуютъ
что на одномъ каналѣ отъ Чернаго моря даже до Царя-города, который
не болѣе 30 верстъ протягивается, съ 300 монастырей. Что же по дру¬
гимъ мѣстамъ оныхъ было, всѣ съ велнкимн доходы. И тако какъ отъ
прочаго несмотрѣнія, такъ и отъ сего въ такое бѣдство прппшг, что
когда турки осадили Царь-городъ, ниже 6000 человѣкъ воиновъ сыскать
могли. Сія гангрена зѣло было и у насъ распространяться начала подъ за-
щищеніемъ едиповластниковъ церковныхъ, яко же и у рпмлянъ, какъ
выше писано; но еще Господь Богъ прежнихъ владѣтелей такъ благодати
своей не лишилъ, какъ греческихъ въ неразсмотрѣніи сего излишества,
которые во умѣренности оныхъ держали. Ибо когда стала было вот¬
чины продавать и отдавать разными образы въ монастыри, тогда
оное простережено ради выгиеписанныхъ причинъ, и во время дѣланія
Улооюенія въ 7157 году оное запрещено, какъ явствуетъ въ томъ
Уложеньи въ 17 главѣ, а именно въ 42 пунктѣ, чтобъ никто вотчинъ
своихъ въ монастыри и никому изъ духовныхъ не давали и не прода¬
вали ни подъ какимъ видомъ. Такожъ и духовнымъ запрещено вотчи¬
ны покупать, или какимъ нибудъ видомъ братъ, подъ штрафомъ от¬
нятія такихъ вотчинъ безденежно. Въ 43-мъ: чтобъ пошедшіе въ мо¬
нашество мужеека и женека полу, никто собственныхъ своихъ вот¬
чинъ въ монастыри не давали и сами оными не владѣли. Въ 44-мъ: а
которые и въ монашествѣ ужъ до того времени муоісеска и женека
полу бывшіе, имѣли собственныя свои вотчины и владѣли имщ и онымъ
запрещено жъ тѣмъ указомъ ихъ собственными вотчинами владѣть
и за собою имѣть. Сіо нзъясия, надлежитъ уже приступить, какимъ образомъ въ семъ
дѣлѣ поступить и опредѣленіе учинить должно. Во-первыхъ, могутъ ли у иасъ монахи имя свое дѣломъ исполнить?
По сего весьма климатъ сѣверныя иашея страны нс допускаотъ, и бозъ
трудовъ своихъ или чужихъ весьма проиитатиея по могутъ, какъ то всѣмъ
есть извѣстно. 1) Впослѣдствіи редакція итого мѣста измѣнена Петромъ: «когда къ гре¬
ческими» императорамъ нѣкоторые ханжи подошли, а паче къ ихъ женамъ».
И на нолѣ противъ итого мѣста написано рукою Петра: «ежели возможно сы¬
скать, при комъ началось — вписать».