Феофан Прокопович и его время

Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. -СПб., 1868

Содержание

Предисловие

I. Первые годы жизни и ученія Ѳеофана. Путешествіе за границей. Возвращеніе въ Россію. Учительство въ кіевской академіи. Сближеніе съ Петромъ. Ректорство въ академіи. Переписка съ Маркевичемъ

II. Вызовъ Ѳеофана въ С.-Петербургъ. Протесты московскихъ ученыхъ и м. Стефана Яворскаго. Посвященіе въ епископа. Ученые труды. Полемика съ княземъ Д. Кантемиромъ

III. Отмѣна патріаршества. Стефанъ-мѣстоблюститель патріаршаго престола

IV. Духовный Регламентъ и учрежденіе Сѵнода. Личный составъ Сѵнода. Распоряженіе Сѵнода

V. Стефанъ-президентъ Сѵнода. Протесты его. Неудовольствія. Смерть

VI. Ѳеодосій Яновскій. Злоупотребленіе власти н излишества. Ропотъ духовенства

VII. Ѳеофанъ. Церковно-административные и ученые труды его. Правда воли монаршей. Исторія Петра Великаго. О блаженствахъ противъ ханжей и лицемѣровъ. Каноническія сочиненія. Сочиненія противъ раскола. Проповѣди. С.-Петербургская семинарія. Штатъ духовный. Устроеніе монашества и монастырей. Домовое хозяйство

VIII. Возшествіе на престолъ Екатерины I. Заносчивость новгородскаго архіепископа Ѳеодосія

IX. Доносъ псковскаго провинціалъ-инквизитора на судью архіерейскаго дома, архимандрита Маркелла Родышевскаго, въ расхищенія церковнаго имущества

X. Процессъ и низложеніе новгородскаго архіепископа Ѳеодосія. Дѣло Варлаама Овсянникова. Перемѣщеніе Ѳеофана на новгородскую каѳедру

XI. Георгій Дашковъ и Игнатій Смола

XII. Маркеллъ Родышевскій и Ѳеофанъ. Протесты Родышевскаго противъ Ѳеофана въ противностяхъ церковныхъ и государственныхъ. Отвѣты Ѳеофана

XII. Сила Дашкова. Ревизія Сѵнода, Шаткое положеніе Ѳеофана. Покровительство Остермана Ѳеофану. Коронация Петра II. Толки о патріаршествѣ. Новые протесты Родышевскаго. Отвѣтъ Ѳеофана. Дѣло Носова. Письмо Ѳеофана къ Голштинскому герцогу. Свиданіе съ Маркевичами. Дѣло Каллиста Заленскаго

XIV. Событія 1730 года. Возобновленіе протестовъ Родышевскаго. Аврамовъ. Варлаамъ.

XV. Высочайшій указъ и конференція Сената съ Сѵнодомъ объ устроеніи Сѵнода. Судъ надъ воронежскимъ епископомъ Львомъ Юрловымъ

XVI. 1731 годъ. Учрежденіе Кабинета и возобновленіе Тайной Канцеляріи. Пасквиль іеродіакона Іоны на Ѳеофана. Допросы

XVII. Возраженія Родышевскаго на Регламентъ Духовный и на указъ о монашествѣ. Московскій розыскъ

XVIII. 1732 годъ. Отбытіе двора изъ Москвы въ С.-Петербургъ. Тетради о житіи Ѳеофана. Розыскъ переписчиковъ. Подозрѣнія заговора и мятежа. Аресты

XIX. Левъ Юрловъ, Игнатій Смола, Сильвестръ Холмскій и Дашковъ

XX. Изданіе Камня Вѣры. Полемика по поводу этого издаиія

XXI. Подметное письмо съ пасквилемъ на Ѳеофана

XXII. Продолженіе розысковъ по дѣлу подметнаго письма. Новыя подозрѣнія Ѳеофана. Рѣшиловъ. Арестъ и допросы Тверскаго архіепископа Ѳеофилакта Лопатипскаго

XXIII. Продолженіе слѣдствія по дѣлу о житіи Ѳеофана и о подметномъ письмѣ

XXIV. XXV. XXVI. Постановленія объ устроеніи монашества

XXVII. Комедіи при дворѣ цесаревны Елисаветы Петровны. Подозрѣнія Императрицы. Допросы регента Петрова

XXVIII. Взглядъ на предъидущее

XXIX. Церковно-административная и ученая дѣятельность Ѳеофана

XXX. Ѳеофанъ-проповѣдникъ. Характеръ его проповѣди

XXXI. Ученый кругъ его времени. Князь Д. М. Голицынъ. Кантемиръ. Татищевъ. Сношенія ихъ между собою

XXXII. Ѳеофанъ и. Академія Наукъ

XXXIII. Отзывы иностранцевъ о Ѳеофанѣ и нѣкоторыя черты, от носящіяся къ его характеру

XXXIV. Школа

XXXV. Домовое хозяйство

XXXVI. Смерть п погребеніе Ѳеофана

XXXVII. Завѣщаніе Ѳеофана

OCR
712 ѲЕОФАНЪ ПРОКОПОВИЧЪ Матвѣя, пишетъ, что монахи не токмо самихъ себя трудами своими
питали, но и многихъ странныхъ уготовали, и больныхъ принимая
упокоевали, кормили ц служили имъ. Василій Великій въ правилахъ
монашескихъ, въ отвѣтѣ на вопросъ 37—о должности трудовъ мона¬
шескихъ,крѣпко ушверждаетъ и извиненіе псалмопѣнія уничтожаетъ,
и отмещетъ. А въ отвѣтѣ же на вопросъ 42 глаголетъ, что монахи
должны снабдѣватъ убогихъ отъ трудовъ своихъ, и не тако себя ради
яко же нищихъ ради, трудитися. Святый. же Исидоръ Пелусіотъ
въ посланіи 49 къ Павлу Еиновіарху, у котораго много было братіи,
но праздно живущихъ, съ ругательствомъ пгтетъ и яко вещь, весьма
дикую и званію своему противную, поноситъ. Чтемъ и у Сократа, ис¬
торика церковнаго, въ кнгігѣ 4, главѣ 18, что нѣкій изъ древнгіхъ свя¬
тыхъ монаховъ таковую пословицу издалъ, что монахъ праздный есть
тать лестный. Вѣдаемъ же, что во сто лѣтъ отъ начала чина сего
произошли было монахи лѣнивые, которые желая отъ чуждыхъ тру¬
довъ тітатися, сами праздны суще, защищали свою лѣность развра¬
щаемымъ отъ себѣ словомъ Христовымъ (воззрите на птицы небесныя,
яко ни сѣютъ, ни охнутъ, ни въ оюгтнгщы собираютъ, и Отецъ вашъ
небесный питаетъ я: не вы ли лучши есте маловѣры): но суемудріе
ихъ скоро обличено отъ прямыхъ мюнаховъ, яко оюе извѣстно изъ ошей¬
никовъ древнихъ. А въ Африкѣ Августинъ, преславный учитель, соб¬
ственную издавъ книгу на таковыхь бездѣльниковъ, весьма опровергалъ
ихъ лестное ученіе; ибо ученіе ихъ вводило въ церковь нестерпимую
ересь, понеже вышеупомянутое слово Господне въ томъ только настав¬
ляетъ насъ, дабы мы въ нагиихъ трудахъ и промыслахъ не имѣли край¬
няго упованія, но уповали бы и трудяіцеся на отеческій о насъ про¬
мыслъ Божій; трудитися же онымъ словомъ не запрещаетъ Христосъ,
ибо на многихъ мѣстѣхъ святое писаніе сіе не токмо похваляетъ, но
и узаконяетъ. А наипаче самъ Спаситель Христосъ во многихъ мѣс¬
тѣхъ и въ день праведнаго Его суда грозитъ муками не послуживишмъ
нищетѣ, и самъ, идый на смерть, ученикамъ послѣднюю службу умове-
ніемъ ногъ учинилъ и чинить велѣлъ; и сія служба есть много неровна,
но превосходительнѣйшая не точію нынѣшняго монашества, но и са¬
мого совершеннаго древняго; ибо хотя гс добрый путь древніе сей имѣ¬
ли, но яко отъ человѣкъ уставленный, сей оюе отъ Бога есть пове-
лѣнпый, и если бы оныхъ лѣности учителей послушали христіане,
то отвергли бы писаніе священное, всѣмъ человѣкомъ по званію своему
трудитися повелѣвающее. И поисоюс слово оное Господне (возрите на
птицы) нс къ однимъ монахамъ, но ко всѣмъ человѣкомъ изречено, то,
если бы оныхъ суемудрцовъ толкованіе было пріятно, всѣмъ бы че¬
ловѣкомъ не подобало дѣлать, тако пришла бы нужда всѣмъ само¬
вольнымъ гладомъ погибнуть. И много бы мочно о семъ гаекъ гт свя¬
щеннаго писанія, такъ и изъ книгъ святыхъ отецъ собрать доводовъ,
но сія намъ довольны. Что же потомъ произошло, когда греческіе іш-