Феофан Прокопович и его время

Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. -СПб., 1868

Содержание

Предисловие

I. Первые годы жизни и ученія Ѳеофана. Путешествіе за границей. Возвращеніе въ Россію. Учительство въ кіевской академіи. Сближеніе съ Петромъ. Ректорство въ академіи. Переписка съ Маркевичемъ

II. Вызовъ Ѳеофана въ С.-Петербургъ. Протесты московскихъ ученыхъ и м. Стефана Яворскаго. Посвященіе въ епископа. Ученые труды. Полемика съ княземъ Д. Кантемиромъ

III. Отмѣна патріаршества. Стефанъ-мѣстоблюститель патріаршаго престола

IV. Духовный Регламентъ и учрежденіе Сѵнода. Личный составъ Сѵнода. Распоряженіе Сѵнода

V. Стефанъ-президентъ Сѵнода. Протесты его. Неудовольствія. Смерть

VI. Ѳеодосій Яновскій. Злоупотребленіе власти н излишества. Ропотъ духовенства

VII. Ѳеофанъ. Церковно-административные и ученые труды его. Правда воли монаршей. Исторія Петра Великаго. О блаженствахъ противъ ханжей и лицемѣровъ. Каноническія сочиненія. Сочиненія противъ раскола. Проповѣди. С.-Петербургская семинарія. Штатъ духовный. Устроеніе монашества и монастырей. Домовое хозяйство

VIII. Возшествіе на престолъ Екатерины I. Заносчивость новгородскаго архіепископа Ѳеодосія

IX. Доносъ псковскаго провинціалъ-инквизитора на судью архіерейскаго дома, архимандрита Маркелла Родышевскаго, въ расхищенія церковнаго имущества

X. Процессъ и низложеніе новгородскаго архіепископа Ѳеодосія. Дѣло Варлаама Овсянникова. Перемѣщеніе Ѳеофана на новгородскую каѳедру

XI. Георгій Дашковъ и Игнатій Смола

XII. Маркеллъ Родышевскій и Ѳеофанъ. Протесты Родышевскаго противъ Ѳеофана въ противностяхъ церковныхъ и государственныхъ. Отвѣты Ѳеофана

XII. Сила Дашкова. Ревизія Сѵнода, Шаткое положеніе Ѳеофана. Покровительство Остермана Ѳеофану. Коронация Петра II. Толки о патріаршествѣ. Новые протесты Родышевскаго. Отвѣтъ Ѳеофана. Дѣло Носова. Письмо Ѳеофана къ Голштинскому герцогу. Свиданіе съ Маркевичами. Дѣло Каллиста Заленскаго

XIV. Событія 1730 года. Возобновленіе протестовъ Родышевскаго. Аврамовъ. Варлаамъ.

XV. Высочайшій указъ и конференція Сената съ Сѵнодомъ объ устроеніи Сѵнода. Судъ надъ воронежскимъ епископомъ Львомъ Юрловымъ

XVI. 1731 годъ. Учрежденіе Кабинета и возобновленіе Тайной Канцеляріи. Пасквиль іеродіакона Іоны на Ѳеофана. Допросы

XVII. Возраженія Родышевскаго на Регламентъ Духовный и на указъ о монашествѣ. Московскій розыскъ

XVIII. 1732 годъ. Отбытіе двора изъ Москвы въ С.-Петербургъ. Тетради о житіи Ѳеофана. Розыскъ переписчиковъ. Подозрѣнія заговора и мятежа. Аресты

XIX. Левъ Юрловъ, Игнатій Смола, Сильвестръ Холмскій и Дашковъ

XX. Изданіе Камня Вѣры. Полемика по поводу этого издаиія

XXI. Подметное письмо съ пасквилемъ на Ѳеофана

XXII. Продолженіе розысковъ по дѣлу подметнаго письма. Новыя подозрѣнія Ѳеофана. Рѣшиловъ. Арестъ и допросы Тверскаго архіепископа Ѳеофилакта Лопатипскаго

XXIII. Продолженіе слѣдствія по дѣлу о житіи Ѳеофана и о подметномъ письмѣ

XXIV. XXV. XXVI. Постановленія объ устроеніи монашества

XXVII. Комедіи при дворѣ цесаревны Елисаветы Петровны. Подозрѣнія Императрицы. Допросы регента Петрова

XXVIII. Взглядъ на предъидущее

XXIX. Церковно-административная и ученая дѣятельность Ѳеофана

XXX. Ѳеофанъ-проповѣдникъ. Характеръ его проповѣди

XXXI. Ученый кругъ его времени. Князь Д. М. Голицынъ. Кантемиръ. Татищевъ. Сношенія ихъ между собою

XXXII. Ѳеофанъ и. Академія Наукъ

XXXIII. Отзывы иностранцевъ о Ѳеофанѣ и нѣкоторыя черты, от носящіяся къ его характеру

XXXIV. Школа

XXXV. Домовое хозяйство

XXXVI. Смерть п погребеніе Ѳеофана

XXXVII. Завѣщаніе Ѳеофана

OCR
И ЕГО ВРЕМЯ. 711 видѣли или слышали о нпхъ (по свидѣтельству Созомена и прочихъ).
Пребывали-жъ въ Палестинѣ, во Египтѣ, Африкѣ и .прочихъ зѣло теп¬
лыхъ мѣстахъ, и овощи для пропитанія натуральныя, кромѣ трудовъ че¬
ловѣческихъ, довольно имущіе, и тако, кромѣ книгъ, ниже одѣянія имъ
было потребно, ниже храмины и прочая; однакожъ и трудилися своими
рукама и нужду свою, елико имъ отъ самородныхъ земныхъ плодовъ не
ставало, отъ трудовъ своихъ исполняли «о чемъ мною свидѣтельствуютъ
древнихъ пустынножителей повѣсти Ѳеодорита, въ шизѣ Филоѳей
порицаемой, Іоанна ЗІосха, Палладія въ Жавзійской исторіи и про-
чихъ». Монастырей же отнюдь не имѣли, но жили каждый уединенно,
какъ выше писано. Монастыри же начало свое приняли сей ради нужды. Когда начались
ересп въ церкви, тогда приходящій въ пустыню монахи нѣкоторые, отъ
незнанія, были оными ересями заражены; выдгереченные монахи хотя и
уединенны были, однакожъ по случаю бывало, что другъ друга видали и
пользы ради бесѣды имѣли,—гдѣ, сію новину видѣвъ, начали печальны
быть, что такое зло на свѣтѣ явилось 1), и которые изъ нихъ искусные
были, начали думать, какъ бы сему злу помочь, изыскали сей доброй спо¬
собъ, чтобъ сего ради не жить уединенно, но обще, и имѣть наставниковъ,
дабы такія ереси, такожъ и сумнѣніи братіи, разрѣшены и успокоены
быти могли: и тако и сіе тогда зѣло доброе дѣло было, которое кромѣ
иныхъ наипаче устроилъ ^Василій Великій\ какъ выше имянованной
ради вины (по свидѣтельству ХІократау въ книгѣ 4, въ главѣ 21), танъ
и гшыхъ ради благословньгхъ винъ, яко же пишетъ о немъ историкъ
церковный Руфинъ въ книгѣ 2, въ главѣ 9; но вящгие всѣхъ самъ Ва¬
силій показуетъ то въ правилахъ монашескихъ, въ отвѣтѣ на 7 во¬
просъ, гдѣ пространно многими доводами утверждаетъ общежитель¬
ство паче пустыннаго уединенія и показуетъ, что весьма уединенное
житіе зѣло опасное есть и многія бѣдствія душѣ наводгтѵъ. Монас¬
тыри же не индѣ гдѣ, но въ тѣхъ же пустыняхъ имѣли, и такимъ же пра¬
виломъ яко и уединенные жили, не требуя прочихъ трудами туне на-
сыщатися. Мѣста бо, монастырямъ приличныя, суть отъ градовъ и про¬
чихъ мірскихъ поселеній удаленныя: тако монастырь Васильевъ былъ
въ пустынѣ, Понтѣ порицаемой, и Златоустый святый, гдѣ ему рѣчь
приходитъ говорить о монахахъ, всегда ихъ порицаетъ горными посе-
лянники и въ горахъ живущими: въ словѣ 43 на Бытіе и въ словѣ 73
Матвѣя, и въ трехъ книгахъ на хулителей монашества и прочихъ
мѣстахъ. А яко монастыри оные не требовали чуждыми трудами насыща-
тися, безъ числа имгъемъ свидѣтельствъ. Златоустый, въ словѣ 73 на і) Противъ этого мѣста на полѣ рукой Петра помѣчено: «Написать при¬
чины, кто и гдѣ перво началъ и которой ради ереси».