Феофан Прокопович и его время

Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. -СПб., 1868

Содержание

Предисловие

I. Первые годы жизни и ученія Ѳеофана. Путешествіе за границей. Возвращеніе въ Россію. Учительство въ кіевской академіи. Сближеніе съ Петромъ. Ректорство въ академіи. Переписка съ Маркевичемъ

II. Вызовъ Ѳеофана въ С.-Петербургъ. Протесты московскихъ ученыхъ и м. Стефана Яворскаго. Посвященіе въ епископа. Ученые труды. Полемика съ княземъ Д. Кантемиромъ

III. Отмѣна патріаршества. Стефанъ-мѣстоблюститель патріаршаго престола

IV. Духовный Регламентъ и учрежденіе Сѵнода. Личный составъ Сѵнода. Распоряженіе Сѵнода

V. Стефанъ-президентъ Сѵнода. Протесты его. Неудовольствія. Смерть

VI. Ѳеодосій Яновскій. Злоупотребленіе власти н излишества. Ропотъ духовенства

VII. Ѳеофанъ. Церковно-административные и ученые труды его. Правда воли монаршей. Исторія Петра Великаго. О блаженствахъ противъ ханжей и лицемѣровъ. Каноническія сочиненія. Сочиненія противъ раскола. Проповѣди. С.-Петербургская семинарія. Штатъ духовный. Устроеніе монашества и монастырей. Домовое хозяйство

VIII. Возшествіе на престолъ Екатерины I. Заносчивость новгородскаго архіепископа Ѳеодосія

IX. Доносъ псковскаго провинціалъ-инквизитора на судью архіерейскаго дома, архимандрита Маркелла Родышевскаго, въ расхищенія церковнаго имущества

X. Процессъ и низложеніе новгородскаго архіепископа Ѳеодосія. Дѣло Варлаама Овсянникова. Перемѣщеніе Ѳеофана на новгородскую каѳедру

XI. Георгій Дашковъ и Игнатій Смола

XII. Маркеллъ Родышевскій и Ѳеофанъ. Протесты Родышевскаго противъ Ѳеофана въ противностяхъ церковныхъ и государственныхъ. Отвѣты Ѳеофана

XII. Сила Дашкова. Ревизія Сѵнода, Шаткое положеніе Ѳеофана. Покровительство Остермана Ѳеофану. Коронация Петра II. Толки о патріаршествѣ. Новые протесты Родышевскаго. Отвѣтъ Ѳеофана. Дѣло Носова. Письмо Ѳеофана къ Голштинскому герцогу. Свиданіе съ Маркевичами. Дѣло Каллиста Заленскаго

XIV. Событія 1730 года. Возобновленіе протестовъ Родышевскаго. Аврамовъ. Варлаамъ.

XV. Высочайшій указъ и конференція Сената съ Сѵнодомъ объ устроеніи Сѵнода. Судъ надъ воронежскимъ епископомъ Львомъ Юрловымъ

XVI. 1731 годъ. Учрежденіе Кабинета и возобновленіе Тайной Канцеляріи. Пасквиль іеродіакона Іоны на Ѳеофана. Допросы

XVII. Возраженія Родышевскаго на Регламентъ Духовный и на указъ о монашествѣ. Московскій розыскъ

XVIII. 1732 годъ. Отбытіе двора изъ Москвы въ С.-Петербургъ. Тетради о житіи Ѳеофана. Розыскъ переписчиковъ. Подозрѣнія заговора и мятежа. Аресты

XIX. Левъ Юрловъ, Игнатій Смола, Сильвестръ Холмскій и Дашковъ

XX. Изданіе Камня Вѣры. Полемика по поводу этого издаиія

XXI. Подметное письмо съ пасквилемъ на Ѳеофана

XXII. Продолженіе розысковъ по дѣлу подметнаго письма. Новыя подозрѣнія Ѳеофана. Рѣшиловъ. Арестъ и допросы Тверскаго архіепископа Ѳеофилакта Лопатипскаго

XXIII. Продолженіе слѣдствія по дѣлу о житіи Ѳеофана и о подметномъ письмѣ

XXIV. XXV. XXVI. Постановленія объ устроеніи монашества

XXVII. Комедіи при дворѣ цесаревны Елисаветы Петровны. Подозрѣнія Императрицы. Допросы регента Петрова

XXVIII. Взглядъ на предъидущее

XXIX. Церковно-административная и ученая дѣятельность Ѳеофана

XXX. Ѳеофанъ-проповѣдникъ. Характеръ его проповѣди

XXXI. Ученый кругъ его времени. Князь Д. М. Голицынъ. Кантемиръ. Татищевъ. Сношенія ихъ между собою

XXXII. Ѳеофанъ и. Академія Наукъ

XXXIII. Отзывы иностранцевъ о Ѳеофанѣ и нѣкоторыя черты, от носящіяся къ его характеру

XXXIV. Школа

XXXV. Домовое хозяйство

XXXVI. Смерть п погребеніе Ѳеофана

XXXVII. Завѣщаніе Ѳеофана

OCR
710 ѲЕОФАНЪ ПРОКОПОВИЧЪ власти, которую, примѣромъ папы римскаго, противно повелѣнія Божія,
распространять нѣкоторые тщалиеь, въ чемъ великую тягость истины
желатели въ семъ понесли исправленіи, и съ помощію ,Божіею исправи¬
ли опредѣлили и постановили. Нынѣ же, имѣя способное время при рас¬
положеніи правильно всѣхъ дѣлъ въ государствѣ, и о семъ чинѣ про¬
странно объявя людемъ такожъ расположить и установить должно есть,
для пользы вѣчной и времянной людемъ, и изрядства обществу. Во-первыхъ, святѣйшій Сѵнодъ не правое мнѣніе (которымъ нашъ на¬
родъ весь заражонъ былъ) о Христовомъ словѣ: аще кто оставитъ отца или
матерь, и прочее на монашество приводимое, правымъ и яснымъ дово¬
домъ отвергли, яко отъ еретиковъ начало свое воспріемлющее, и прямой
толкъ онаго словеси изъяснили, еже въ регламентѣ духовномъ яснѣе ви-
дѣти мочно. Нынѣ, прежде расположенія о монашествѣ, надлежитъ лю¬
демъ изъяснить: когда и отъ кого, какимъ образомъ и для чего сей чинъ
уставленъ или начатъ монашества; такожъ и монастыри коея ради вины
начало свое воспріяли. Былъ чинъ еще у евреевъ чину монашескому нѣчто подобный, нарн-
цаемый назореи (числъ глава 6); но по обѣщанію на время, а не вѣчный
и ниже присягою обязанный; въ христіанствѣ же зѣло благословныхъ
ради винъ начался, а потомъ въ какую убыль обществу, отчасти же въ со¬
блазнъ и поношеніе инославнымъ произошелъ, разумнымъ явно есть, а
прочимъ здѣ покажемъ. Во-первыхъ надлежитъ разумѣть, что есть монашество—слово и гдѣ
оное употребляли, и мочпо-ль вездѣ оное употреблять монашество. Слово сіе монахъ греческое есть, славянски же уединенный, то есть
единъ пребывающій, безъ вида и сообщенія прочихъ. Можетъ пмя монашество и обществу многой братіи служить: поне¬
же отъ гражданскаго сожительства отлучено есть... Въ началѣ христіанства двухъ ради винъ воспріятъ былъ: первое отъ
людей уединенія по совѣсти желающихъ и безо всякія страсти или мнѣ¬
нія, яко бы невозможно въ мірѣ спастись (ибо по семубъ мнѣнію не то-
чію добрые властители и прочіе чины свѣтскіе, яко отъ Бога званные,
отъ царства Божія отвержены, но н пастыри церковные первыхъ трехъ
вѣковъ по Христѣ живущіе и сами аностоли, яко не въ монашествѣ жи¬
вущіе, отлучепы-бъ быть падлежалн, «ибо во времена апостоловъ ниже
слѣдъ монаха обрѣтался, глаголетъ Златоустый въ словѣ 25 на по¬
сланіе къ Евр>еомъ»:ііо ради токмо природной къ тому склонности; кото¬
рымъ паче всего уединеніе любимо есть—сіс житіе избирали. Другіе же
ради мучителей н гонителей ради христіанскія вѣры тогда бившихъ {яко
же пишетъ Созоменъ въ книгѣ 1 исторіи въ главѣ 12, и ІІикифоръ
Каллистовъ въ книгѣ <9, въ главѣ 39) укрывались и нс волею, хотя
соблюсти душу свою, право толкуя слова Спасителя Христа, еже оета-
вити все Его ради. По сей нуждѣ и тако иетшшые монахи были, понеже
не точію что отъ людей не требовали, по ниже хотѣли, дабы нхъ люди