Феофан Прокопович и его время

Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. -СПб., 1868

Содержание

Предисловие

I. Первые годы жизни и ученія Ѳеофана. Путешествіе за границей. Возвращеніе въ Россію. Учительство въ кіевской академіи. Сближеніе съ Петромъ. Ректорство въ академіи. Переписка съ Маркевичемъ

II. Вызовъ Ѳеофана въ С.-Петербургъ. Протесты московскихъ ученыхъ и м. Стефана Яворскаго. Посвященіе въ епископа. Ученые труды. Полемика съ княземъ Д. Кантемиромъ

III. Отмѣна патріаршества. Стефанъ-мѣстоблюститель патріаршаго престола

IV. Духовный Регламентъ и учрежденіе Сѵнода. Личный составъ Сѵнода. Распоряженіе Сѵнода

V. Стефанъ-президентъ Сѵнода. Протесты его. Неудовольствія. Смерть

VI. Ѳеодосій Яновскій. Злоупотребленіе власти н излишества. Ропотъ духовенства

VII. Ѳеофанъ. Церковно-административные и ученые труды его. Правда воли монаршей. Исторія Петра Великаго. О блаженствахъ противъ ханжей и лицемѣровъ. Каноническія сочиненія. Сочиненія противъ раскола. Проповѣди. С.-Петербургская семинарія. Штатъ духовный. Устроеніе монашества и монастырей. Домовое хозяйство

VIII. Возшествіе на престолъ Екатерины I. Заносчивость новгородскаго архіепископа Ѳеодосія

IX. Доносъ псковскаго провинціалъ-инквизитора на судью архіерейскаго дома, архимандрита Маркелла Родышевскаго, въ расхищенія церковнаго имущества

X. Процессъ и низложеніе новгородскаго архіепископа Ѳеодосія. Дѣло Варлаама Овсянникова. Перемѣщеніе Ѳеофана на новгородскую каѳедру

XI. Георгій Дашковъ и Игнатій Смола

XII. Маркеллъ Родышевскій и Ѳеофанъ. Протесты Родышевскаго противъ Ѳеофана въ противностяхъ церковныхъ и государственныхъ. Отвѣты Ѳеофана

XII. Сила Дашкова. Ревизія Сѵнода, Шаткое положеніе Ѳеофана. Покровительство Остермана Ѳеофану. Коронация Петра II. Толки о патріаршествѣ. Новые протесты Родышевскаго. Отвѣтъ Ѳеофана. Дѣло Носова. Письмо Ѳеофана къ Голштинскому герцогу. Свиданіе съ Маркевичами. Дѣло Каллиста Заленскаго

XIV. Событія 1730 года. Возобновленіе протестовъ Родышевскаго. Аврамовъ. Варлаамъ.

XV. Высочайшій указъ и конференція Сената съ Сѵнодомъ объ устроеніи Сѵнода. Судъ надъ воронежскимъ епископомъ Львомъ Юрловымъ

XVI. 1731 годъ. Учрежденіе Кабинета и возобновленіе Тайной Канцеляріи. Пасквиль іеродіакона Іоны на Ѳеофана. Допросы

XVII. Возраженія Родышевскаго на Регламентъ Духовный и на указъ о монашествѣ. Московскій розыскъ

XVIII. 1732 годъ. Отбытіе двора изъ Москвы въ С.-Петербургъ. Тетради о житіи Ѳеофана. Розыскъ переписчиковъ. Подозрѣнія заговора и мятежа. Аресты

XIX. Левъ Юрловъ, Игнатій Смола, Сильвестръ Холмскій и Дашковъ

XX. Изданіе Камня Вѣры. Полемика по поводу этого издаиія

XXI. Подметное письмо съ пасквилемъ на Ѳеофана

XXII. Продолженіе розысковъ по дѣлу подметнаго письма. Новыя подозрѣнія Ѳеофана. Рѣшиловъ. Арестъ и допросы Тверскаго архіепископа Ѳеофилакта Лопатипскаго

XXIII. Продолженіе слѣдствія по дѣлу о житіи Ѳеофана и о подметномъ письмѣ

XXIV. XXV. XXVI. Постановленія объ устроеніи монашества

XXVII. Комедіи при дворѣ цесаревны Елисаветы Петровны. Подозрѣнія Императрицы. Допросы регента Петрова

XXVIII. Взглядъ на предъидущее

XXIX. Церковно-административная и ученая дѣятельность Ѳеофана

XXX. Ѳеофанъ-проповѣдникъ. Характеръ его проповѣди

XXXI. Ученый кругъ его времени. Князь Д. М. Голицынъ. Кантемиръ. Татищевъ. Сношенія ихъ между собою

XXXII. Ѳеофанъ и. Академія Наукъ

XXXIII. Отзывы иностранцевъ о Ѳеофанѣ и нѣкоторыя черты, от носящіяся къ его характеру

XXXIV. Школа

XXXV. Домовое хозяйство

XXXVI. Смерть п погребеніе Ѳеофана

XXXVII. Завѣщаніе Ѳеофана

OCR
706 ѲЕОФАНЪ ПРОКОПОВИЧЪ онъ же, по острожелчію своему, дненощно вымышлялъ, какъ бы брату
своему пакость сотворити, а иногда искій—кого бы п поглотити. Уже о
такомъ строптивомъ нововоставшемъ Ѳранцышкѣ прекращу говорити. Онъ же, Ѳранцыщка, будучи въ Москвѣ, оставя церковныя службы и
монашеское преданное правило, уставилъ у себясамлеп (ассамблеи) съ му¬
зыкою, и тѣшился въ карты, шахматы, и въ томъ ненасытно забавлялся,
якобы вмѣсто всенощнаго пѣнія себѣ вмѣнялъ, н другихъ къ тому по¬
нуждалъ. И бывшимъ въ Москвѣ архіереямъ, также въ московскихъ мо¬
настыряхъ архимандритамъ и послѣднимъ маломощнымъ игуменамъ и
Воздвиженскому, сочиня вседневную роспись, велѣлъ самлеямъ быть съ
различными потѣхами: и то-де-міру не будетъ въ тягость. Да онъ же, Ѳранцышка, на московскомъ подворьѣ велѣлъ послушни¬
ку своему Тарасу съ колокольни старинные колокола продать, чтобъ не
мѣшали ему во всю ночь въ шахматы играть^ потомъ довольно спать.
Онъ же въ палатахъ особливую себѣ нѣмецкую баню сдѣлалъ новымъ
проводомъ, чтобъ ни у кого такой не было, все потаенно. Онъ же собою, безъ указу благочестивыя и вѣчнодостойныя памяти
его императорскаго величества, въ Дмитровѣ городѣ старинный борнсо-
глѣбскій монастырь приписалъ къ себѣ вовсе съ вотчинами н съ кресть-
яны и со всѣми угодыг, а старцовъ того монастыря велѣлъ выбить вонъ
безвременно, и оный монастырь разорилъ, безстрашникъ, занапрасно. Да онъ же, яко сущій бѣсноватый, будучи въ Москвѣ въ 723 году, на
память великаго святителя Алексѣя митрополита, въ чудовѣ монастырѣ
во время литургіи, въ алтарѣ кричалъ бѣшенымъ своимъ голосомъ: «риз¬
ничій чудовскій, принеси ко мнѣ Алексѣя чудотворца образъ, который
носятъ въ крестномъ хожденіи». И паки онъ же кричалъ нелѣпымъ гла¬
сомъ: «ризничій, подай ножъ» и, взявъ ножъ, святителя помянутый образъ
положа на лавку, съ гнѣвомъ говорилъ хульныя слова: «нѣкто де безум¬
ный золотой сей окладъ приложилъ»; п рѣзалъ проволоку, едва смогъ,
однако развращенный онъ желаемое получилъ, золотую цату оторвалъ
чеканной работы и положилъ себѣ въ карманъ нагло при всѣхъ: и о томъ
дерзновеніи съ плачемъ всѣ зрящіе удивились его похабству. Онъ же, строптивый Ѳранцышка, какъ получилъ милость въ Сѵнодѣ
судіею засѣдатъ, и вымысля наглостію своею, распечатавъ натріаршу
ризницу, разобравъ всякую святѣйшихъ патріарховъ рухлядь, похитилъ
себѣ лучшія лортищи, рясы теплыя, мѣхи старинные соболій подъ бар¬
хатомъ и подъ атласомъ, и стариппыя объяри, лейберекіг, лудаиы боль¬
шой руки, мѣхи старинныхъ чернобурыхъ лисицъ, часы золотые и шшя
портшци, дарилъ своихъ совѣтниковъ и прочихъ нескудио,-и Овсяннико¬
ва дарилъ же: много вещей похитилъ. Также они вымыслили послѣ умершихъ архіереевъ келейную всякую
рухлядь къ себѣ забирать; подобно съ лучшихъ и знатныхъ архимандри¬
товъ къ себѣ обирать же: и лучшія вещи и оставшія деньги дѣлятъ по
себѣ и того ради обогатились. О таковыхъ писаніе глаголетъ: веселя-