Феофан Прокопович и его время

Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. -СПб., 1868

Содержание

Предисловие

I. Первые годы жизни и ученія Ѳеофана. Путешествіе за границей. Возвращеніе въ Россію. Учительство въ кіевской академіи. Сближеніе съ Петромъ. Ректорство въ академіи. Переписка съ Маркевичемъ

II. Вызовъ Ѳеофана въ С.-Петербургъ. Протесты московскихъ ученыхъ и м. Стефана Яворскаго. Посвященіе въ епископа. Ученые труды. Полемика съ княземъ Д. Кантемиромъ

III. Отмѣна патріаршества. Стефанъ-мѣстоблюститель патріаршаго престола

IV. Духовный Регламентъ и учрежденіе Сѵнода. Личный составъ Сѵнода. Распоряженіе Сѵнода

V. Стефанъ-президентъ Сѵнода. Протесты его. Неудовольствія. Смерть

VI. Ѳеодосій Яновскій. Злоупотребленіе власти н излишества. Ропотъ духовенства

VII. Ѳеофанъ. Церковно-административные и ученые труды его. Правда воли монаршей. Исторія Петра Великаго. О блаженствахъ противъ ханжей и лицемѣровъ. Каноническія сочиненія. Сочиненія противъ раскола. Проповѣди. С.-Петербургская семинарія. Штатъ духовный. Устроеніе монашества и монастырей. Домовое хозяйство

VIII. Возшествіе на престолъ Екатерины I. Заносчивость новгородскаго архіепископа Ѳеодосія

IX. Доносъ псковскаго провинціалъ-инквизитора на судью архіерейскаго дома, архимандрита Маркелла Родышевскаго, въ расхищенія церковнаго имущества

X. Процессъ и низложеніе новгородскаго архіепископа Ѳеодосія. Дѣло Варлаама Овсянникова. Перемѣщеніе Ѳеофана на новгородскую каѳедру

XI. Георгій Дашковъ и Игнатій Смола

XII. Маркеллъ Родышевскій и Ѳеофанъ. Протесты Родышевскаго противъ Ѳеофана въ противностяхъ церковныхъ и государственныхъ. Отвѣты Ѳеофана

XII. Сила Дашкова. Ревизія Сѵнода, Шаткое положеніе Ѳеофана. Покровительство Остермана Ѳеофану. Коронация Петра II. Толки о патріаршествѣ. Новые протесты Родышевскаго. Отвѣтъ Ѳеофана. Дѣло Носова. Письмо Ѳеофана къ Голштинскому герцогу. Свиданіе съ Маркевичами. Дѣло Каллиста Заленскаго

XIV. Событія 1730 года. Возобновленіе протестовъ Родышевскаго. Аврамовъ. Варлаамъ.

XV. Высочайшій указъ и конференція Сената съ Сѵнодомъ объ устроеніи Сѵнода. Судъ надъ воронежскимъ епископомъ Львомъ Юрловымъ

XVI. 1731 годъ. Учрежденіе Кабинета и возобновленіе Тайной Канцеляріи. Пасквиль іеродіакона Іоны на Ѳеофана. Допросы

XVII. Возраженія Родышевскаго на Регламентъ Духовный и на указъ о монашествѣ. Московскій розыскъ

XVIII. 1732 годъ. Отбытіе двора изъ Москвы въ С.-Петербургъ. Тетради о житіи Ѳеофана. Розыскъ переписчиковъ. Подозрѣнія заговора и мятежа. Аресты

XIX. Левъ Юрловъ, Игнатій Смола, Сильвестръ Холмскій и Дашковъ

XX. Изданіе Камня Вѣры. Полемика по поводу этого издаиія

XXI. Подметное письмо съ пасквилемъ на Ѳеофана

XXII. Продолженіе розысковъ по дѣлу подметнаго письма. Новыя подозрѣнія Ѳеофана. Рѣшиловъ. Арестъ и допросы Тверскаго архіепископа Ѳеофилакта Лопатипскаго

XXIII. Продолженіе слѣдствія по дѣлу о житіи Ѳеофана и о подметномъ письмѣ

XXIV. XXV. XXVI. Постановленія объ устроеніи монашества

XXVII. Комедіи при дворѣ цесаревны Елисаветы Петровны. Подозрѣнія Императрицы. Допросы регента Петрова

XXVIII. Взглядъ на предъидущее

XXIX. Церковно-административная и ученая дѣятельность Ѳеофана

XXX. Ѳеофанъ-проповѣдникъ. Характеръ его проповѣди

XXXI. Ученый кругъ его времени. Князь Д. М. Голицынъ. Кантемиръ. Татищевъ. Сношенія ихъ между собою

XXXII. Ѳеофанъ и. Академія Наукъ

XXXIII. Отзывы иностранцевъ о Ѳеофанѣ и нѣкоторыя черты, от носящіяся къ его характеру

XXXIV. Школа

XXXV. Домовое хозяйство

XXXVI. Смерть п погребеніе Ѳеофана

XXXVII. Завѣщаніе Ѳеофана

OCR
И ЕГО ВРЕМЯ. 61 которое поручено было главному надзору Стефана, шли помимо
Стефана. Школы московскія, какъ, мы видѣли уже, также во мно¬
гомъ зависѣли отъ Мусина-Пушкина, Наконецъ въ хозяйствен¬
ныхъ дѣлахъ Стефанъ былъ ограниченъ монастырскимъ прика¬
зомъ, которому передано было управленіе патріаршими, архіе¬
рейскими и монастырскими вотчинами. Но и :іта ограниченная
власть съ 1712 г. становится болѣе номинальною, нежели дѣй¬
ствительною. Первымъ поводомъ къ перемѣнѣ хорошихъ отношеній между
Государемъ и мѣстоблюстителемъ послужила проповѣдь Стефа¬
на, произнесенная имъ въ 1712 году, во 2-ю недѣлю Великаго V
поста. Въ 1711 году въ церковные суды введены были Фискалы отъ
гражданскаго правительства. СтеФапъ видѣлъ въ этомъ посяга¬
тельство на свободу и независимость церковнаго суда и коснулся
этого предмета съ выраженіемъ непріятнаго чувства въ помяну¬
той проповѣди. Недоброжелатели Степана рады были случаю
выставитъ его передъ Государемъ врагомъ государства. Петръ
вознегодовалъ страшпо. Стефана позвали въ Сенатъ, гдѣ съ ду¬
ховной стороны былъ одинъ архимандритъ Ѳеодосій; но Стефанъ
не нашелъ въ немъ поддержки1). Униженный и встревоженный
СтеФанъ просилъ Государя уволить его отъ всѣхъ дѣлъ — на
покой. «Извѣстно вашему царскому величеству, какъ я на едино
повелѣніе царское оставилъ свое схимническое житіе, которое
обѣщалъ Господу Богу на смертной постелѣ лежачи, и хотя
ужасно мнѣ было сломати обѣтъ, однакожъ монаршей волѣ ва¬
шего царскаго величества не дерзалъ противптися, и нынѣ по¬
слушаніе свое по силѣ моей Божіею помощію управляю, и въ
проповѣди слова Божія какъ могу, такъ труждаюся: Но врагъ,
ненавидя добра человѣческаго, различныя мнѣ въ томъ препят¬
ствія творитъ и нынѣ сотворилъ таковымъ образомъ. Говорилъ
я казаиье во вторую недѣлю великаго поста о храненіи заповѣ¬
дей Господнихъ. Ѳема была: аще хошете и послушаете мене, і) Впослѣдствіи самъ Ѳеодосій писалъ Государю, что «рязанскій архіерей
гнѣвается на него (Ѳеодосія) за конференцію о поученіи, на которой изъ ду¬
ховныхъ былъ только онъ, гдѣ и приразился Сте*і>ану, поборая по правдѣ».