Феофан Прокопович и его время

Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. -СПб., 1868

Содержание

Предисловие

I. Первые годы жизни и ученія Ѳеофана. Путешествіе за границей. Возвращеніе въ Россію. Учительство въ кіевской академіи. Сближеніе съ Петромъ. Ректорство въ академіи. Переписка съ Маркевичемъ

II. Вызовъ Ѳеофана въ С.-Петербургъ. Протесты московскихъ ученыхъ и м. Стефана Яворскаго. Посвященіе въ епископа. Ученые труды. Полемика съ княземъ Д. Кантемиромъ

III. Отмѣна патріаршества. Стефанъ-мѣстоблюститель патріаршаго престола

IV. Духовный Регламентъ и учрежденіе Сѵнода. Личный составъ Сѵнода. Распоряженіе Сѵнода

V. Стефанъ-президентъ Сѵнода. Протесты его. Неудовольствія. Смерть

VI. Ѳеодосій Яновскій. Злоупотребленіе власти н излишества. Ропотъ духовенства

VII. Ѳеофанъ. Церковно-административные и ученые труды его. Правда воли монаршей. Исторія Петра Великаго. О блаженствахъ противъ ханжей и лицемѣровъ. Каноническія сочиненія. Сочиненія противъ раскола. Проповѣди. С.-Петербургская семинарія. Штатъ духовный. Устроеніе монашества и монастырей. Домовое хозяйство

VIII. Возшествіе на престолъ Екатерины I. Заносчивость новгородскаго архіепископа Ѳеодосія

IX. Доносъ псковскаго провинціалъ-инквизитора на судью архіерейскаго дома, архимандрита Маркелла Родышевскаго, въ расхищенія церковнаго имущества

X. Процессъ и низложеніе новгородскаго архіепископа Ѳеодосія. Дѣло Варлаама Овсянникова. Перемѣщеніе Ѳеофана на новгородскую каѳедру

XI. Георгій Дашковъ и Игнатій Смола

XII. Маркеллъ Родышевскій и Ѳеофанъ. Протесты Родышевскаго противъ Ѳеофана въ противностяхъ церковныхъ и государственныхъ. Отвѣты Ѳеофана

XII. Сила Дашкова. Ревизія Сѵнода, Шаткое положеніе Ѳеофана. Покровительство Остермана Ѳеофану. Коронация Петра II. Толки о патріаршествѣ. Новые протесты Родышевскаго. Отвѣтъ Ѳеофана. Дѣло Носова. Письмо Ѳеофана къ Голштинскому герцогу. Свиданіе съ Маркевичами. Дѣло Каллиста Заленскаго

XIV. Событія 1730 года. Возобновленіе протестовъ Родышевскаго. Аврамовъ. Варлаамъ.

XV. Высочайшій указъ и конференція Сената съ Сѵнодомъ объ устроеніи Сѵнода. Судъ надъ воронежскимъ епископомъ Львомъ Юрловымъ

XVI. 1731 годъ. Учрежденіе Кабинета и возобновленіе Тайной Канцеляріи. Пасквиль іеродіакона Іоны на Ѳеофана. Допросы

XVII. Возраженія Родышевскаго на Регламентъ Духовный и на указъ о монашествѣ. Московскій розыскъ

XVIII. 1732 годъ. Отбытіе двора изъ Москвы въ С.-Петербургъ. Тетради о житіи Ѳеофана. Розыскъ переписчиковъ. Подозрѣнія заговора и мятежа. Аресты

XIX. Левъ Юрловъ, Игнатій Смола, Сильвестръ Холмскій и Дашковъ

XX. Изданіе Камня Вѣры. Полемика по поводу этого издаиія

XXI. Подметное письмо съ пасквилемъ на Ѳеофана

XXII. Продолженіе розысковъ по дѣлу подметнаго письма. Новыя подозрѣнія Ѳеофана. Рѣшиловъ. Арестъ и допросы Тверскаго архіепископа Ѳеофилакта Лопатипскаго

XXIII. Продолженіе слѣдствія по дѣлу о житіи Ѳеофана и о подметномъ письмѣ

XXIV. XXV. XXVI. Постановленія объ устроеніи монашества

XXVII. Комедіи при дворѣ цесаревны Елисаветы Петровны. Подозрѣнія Императрицы. Допросы регента Петрова

XXVIII. Взглядъ на предъидущее

XXIX. Церковно-административная и ученая дѣятельность Ѳеофана

XXX. Ѳеофанъ-проповѣдникъ. Характеръ его проповѣди

XXXI. Ученый кругъ его времени. Князь Д. М. Голицынъ. Кантемиръ. Татищевъ. Сношенія ихъ между собою

XXXII. Ѳеофанъ и. Академія Наукъ

XXXIII. Отзывы иностранцевъ о Ѳеофанѣ и нѣкоторыя черты, от носящіяся къ его характеру

XXXIV. Школа

XXXV. Домовое хозяйство

XXXVI. Смерть п погребеніе Ѳеофана

XXXVII. Завѣщаніе Ѳеофана

OCR
694 ѲЕОФАНЪ ПРОКОПОВИЧЪ взяли и Аврамова и спрашивали въ застѣнкѣ съ пристрастіемъ:
не имѣлъ ли онъ въ сочиненіи той своей книги какого злаго намѣ¬
ренія, и не было-ль у него съ кѣмъ какого согласія и противнаго
разсужденія, и по написаніи не показывалъ ли онъ ту книгу кому
другому? Аврамовъ отвѣчалъ, что писалъ свою книгу съ сущей про¬
стоты своей, желая ея императорскому величеству спасенія, а зла¬
го умысла никакого не имѣлъ и нынѣ не имѣетъ; сочинялъ и пере¬
писывалъ книгу самъ и совѣту и разсужденія объ ней ни съ кѣмъ
не имѣлъ; говорилъ только на исповѣди отцу духовному, что на¬
мѣренъ ту книгу подать ея императорскому величеству. Священ¬
никъ отвѣчалъ: если это не противно церкви святой, то Богъ тебѣ
въ помощь, подавай. Въ Тайную канцелярію взяли священника
церкви Гребневской Богородицы въ Москвѣ—Степана Ананьина.
Священникъ показалъ, что Аврамовъ точно его сынъ духовный,
но ни о какомъ сочиненіи своемъ ему не объявлялъ. Вслѣдствіе
этихъ показаній Тайная канцелярія положила мнѣніемъ, что «хотя
Аврамовъ за сочиненіе противныхъ книгъ, которыми утруждалъ
ея императорское величество, и подлежитъ жестокому наказанію,
но какъ онъ тѣ противныя книги сочинялъ съ сущей простоты
своей и находится въ престарѣлыхъ лѣтахъ, то учинить его отъ
наказанія свободна; а дабы отъ него впредь такихъ противныхъ
сочиненій происходить не могло, послать его въ пристойный мо¬
настырь, гдѣ велѣть содержать его подъ крѣпкимъ присмотромъ
до кончины живота его никуда неисходна, а ежели онъ пожелаетъ
принять монашескій чинъ—и въ томъ ему позволить». Но, можетъ
быть, вслѣдствіе болѣзни Аврамова, это опредѣленіе не было ис¬
полнено. Аврамовъ содержался въ Тайной канцеляріи,, въ такъ
называемомъ безвѣстномъ отдѣленіи. Наконецъ, въ 1752 г. 24
августа караульный солдатъ этого отдѣленія, Кошелевъ, донесъ
Тайной канцеляріи, что находящійся въ вѣдомствѣ его арестантъ
Михаилъ Аврамовъ сего числа волею Божіею умре. Тайная кан¬
целярія приказала похоронить его, по священному чиноположенію,
въ Колтовской, у Преображенской церкви.