Феофан Прокопович и его время

Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. -СПб., 1868

Содержание

Предисловие

I. Первые годы жизни и ученія Ѳеофана. Путешествіе за границей. Возвращеніе въ Россію. Учительство въ кіевской академіи. Сближеніе съ Петромъ. Ректорство въ академіи. Переписка съ Маркевичемъ

II. Вызовъ Ѳеофана въ С.-Петербургъ. Протесты московскихъ ученыхъ и м. Стефана Яворскаго. Посвященіе въ епископа. Ученые труды. Полемика съ княземъ Д. Кантемиромъ

III. Отмѣна патріаршества. Стефанъ-мѣстоблюститель патріаршаго престола

IV. Духовный Регламентъ и учрежденіе Сѵнода. Личный составъ Сѵнода. Распоряженіе Сѵнода

V. Стефанъ-президентъ Сѵнода. Протесты его. Неудовольствія. Смерть

VI. Ѳеодосій Яновскій. Злоупотребленіе власти н излишества. Ропотъ духовенства

VII. Ѳеофанъ. Церковно-административные и ученые труды его. Правда воли монаршей. Исторія Петра Великаго. О блаженствахъ противъ ханжей и лицемѣровъ. Каноническія сочиненія. Сочиненія противъ раскола. Проповѣди. С.-Петербургская семинарія. Штатъ духовный. Устроеніе монашества и монастырей. Домовое хозяйство

VIII. Возшествіе на престолъ Екатерины I. Заносчивость новгородскаго архіепископа Ѳеодосія

IX. Доносъ псковскаго провинціалъ-инквизитора на судью архіерейскаго дома, архимандрита Маркелла Родышевскаго, въ расхищенія церковнаго имущества

X. Процессъ и низложеніе новгородскаго архіепископа Ѳеодосія. Дѣло Варлаама Овсянникова. Перемѣщеніе Ѳеофана на новгородскую каѳедру

XI. Георгій Дашковъ и Игнатій Смола

XII. Маркеллъ Родышевскій и Ѳеофанъ. Протесты Родышевскаго противъ Ѳеофана въ противностяхъ церковныхъ и государственныхъ. Отвѣты Ѳеофана

XII. Сила Дашкова. Ревизія Сѵнода, Шаткое положеніе Ѳеофана. Покровительство Остермана Ѳеофану. Коронация Петра II. Толки о патріаршествѣ. Новые протесты Родышевскаго. Отвѣтъ Ѳеофана. Дѣло Носова. Письмо Ѳеофана къ Голштинскому герцогу. Свиданіе съ Маркевичами. Дѣло Каллиста Заленскаго

XIV. Событія 1730 года. Возобновленіе протестовъ Родышевскаго. Аврамовъ. Варлаамъ.

XV. Высочайшій указъ и конференція Сената съ Сѵнодомъ объ устроеніи Сѵнода. Судъ надъ воронежскимъ епископомъ Львомъ Юрловымъ

XVI. 1731 годъ. Учрежденіе Кабинета и возобновленіе Тайной Канцеляріи. Пасквиль іеродіакона Іоны на Ѳеофана. Допросы

XVII. Возраженія Родышевскаго на Регламентъ Духовный и на указъ о монашествѣ. Московскій розыскъ

XVIII. 1732 годъ. Отбытіе двора изъ Москвы въ С.-Петербургъ. Тетради о житіи Ѳеофана. Розыскъ переписчиковъ. Подозрѣнія заговора и мятежа. Аресты

XIX. Левъ Юрловъ, Игнатій Смола, Сильвестръ Холмскій и Дашковъ

XX. Изданіе Камня Вѣры. Полемика по поводу этого издаиія

XXI. Подметное письмо съ пасквилемъ на Ѳеофана

XXII. Продолженіе розысковъ по дѣлу подметнаго письма. Новыя подозрѣнія Ѳеофана. Рѣшиловъ. Арестъ и допросы Тверскаго архіепископа Ѳеофилакта Лопатипскаго

XXIII. Продолженіе слѣдствія по дѣлу о житіи Ѳеофана и о подметномъ письмѣ

XXIV. XXV. XXVI. Постановленія объ устроеніи монашества

XXVII. Комедіи при дворѣ цесаревны Елисаветы Петровны. Подозрѣнія Императрицы. Допросы регента Петрова

XXVIII. Взглядъ на предъидущее

XXIX. Церковно-административная и ученая дѣятельность Ѳеофана

XXX. Ѳеофанъ-проповѣдникъ. Характеръ его проповѣди

XXXI. Ученый кругъ его времени. Князь Д. М. Голицынъ. Кантемиръ. Татищевъ. Сношенія ихъ между собою

XXXII. Ѳеофанъ и. Академія Наукъ

XXXIII. Отзывы иностранцевъ о Ѳеофанѣ и нѣкоторыя черты, от носящіяся къ его характеру

XXXIV. Школа

XXXV. Домовое хозяйство

XXXVI. Смерть п погребеніе Ѳеофана

XXXVII. Завѣщаніе Ѳеофана

OCR
И ЕГО ВРЕМЯ. 693 Господь мой благоволитъ возложить на мя такія же страданія, го¬
товъ есмь до послѣдняго моего конечнаго часа съ Его Божіею
всемогущею помощію потому жъ еъ радостію и радостотворнымъ
горящимъ моимъ сердцемъ трудъ и страданіе радостно понести».
Для подтвержденія своихъ наставленій, Аврамовъ разсказываетъ,
какія онъ имѣлъ видѣнія. «Вѣмъ такого человѣка прежде дваде-
сяти семи лѣтъ: егда напечатались вышереченныя богопротивныя
атеистическія книги, тогда азъ пришелъ въ великій страхъ предъ
Богомъ и печаль, и внезапу сталъ быть во изступленіи, и увидѣлъ
надъ собою разводящееся небо, и извнутрь онаго якобы огненное
на главу мою посыпалось угліе, а потомъ и явно внутрь сердца
моего вселися тогда духъ, и съ той минуты наружно всѣмъ стало
явно, что лице и все тѣло мое такъ стало румяно и красно, и на¬
чалъ огнемъ дышать и пыхать, и восхищенъ, якобы на небо, и уви¬
дѣлъ небесныя силы. Послѣ того разслабли во мнѣ всѣ кости и
всѣ члены и все тѣло такъ стало слабо, что я лежалъ два мѣся¬
ца неподвиженъ». Но конецъ концовъ всѣхъ наставленій — воз¬
становленіе патріаршества. Аврамовъ подалъ свою челобитную 21 ноября 1749 г. Слу¬
чилось, что около этого же времени подалъ Государынѣ «Против¬
ные доклады» Петръ Калачовъ, отставной капитанъ азовскаго пѣ¬
хотнаго полка, бывшій въ правленіе Анны Леопольдовны въ ссыл¬
кѣ за приверженность къ Елисаветѣ и въ 1743 г. возвращенный
изъ Камчатки, Мы не знаемъ, какіе онъ подавалъ доклады, но
Тайная канцелярія нашла въ нихъ сходство съ челобитною Авра¬
мова, въ которой также оказались нѣкоторые пункты, укоризнен¬
ные для царскаго величества. Пункты эти слѣдующіе: «за исправ¬
леніе божественныхъ повелѣній Аврамовъ предлагаетъ запретить
входъ церковный: отъ тогожъ запрещенія не исключенъ и самъ
той, иже діадиму на себѣ носитъ. Клятву вѣщающимъ—не ступати
на праги церковные, и самому тому, иже діадиму на себѣ носитъ.
Православнымъ царямъ и священникамъ исполняти божественныя
преданія, а не исполняющимъ казни бываютъ. Книга Кормчая
въ настоящее сіе лютое волненіе потребна на гонящихъ церковь.
Какъ только Великій Государь подписалъ духовный Регламентъ,
тогда же, во время святыя литургіи, перемѣну въ здравіи своемъ
имѣлъ».—Калачовъ уже содержался въ Тайной канцеляріи. Туда же