Феофан Прокопович и его время

Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. -СПб., 1868

Содержание

Предисловие

I. Первые годы жизни и ученія Ѳеофана. Путешествіе за границей. Возвращеніе въ Россію. Учительство въ кіевской академіи. Сближеніе съ Петромъ. Ректорство въ академіи. Переписка съ Маркевичемъ

II. Вызовъ Ѳеофана въ С.-Петербургъ. Протесты московскихъ ученыхъ и м. Стефана Яворскаго. Посвященіе въ епископа. Ученые труды. Полемика съ княземъ Д. Кантемиромъ

III. Отмѣна патріаршества. Стефанъ-мѣстоблюститель патріаршаго престола

IV. Духовный Регламентъ и учрежденіе Сѵнода. Личный составъ Сѵнода. Распоряженіе Сѵнода

V. Стефанъ-президентъ Сѵнода. Протесты его. Неудовольствія. Смерть

VI. Ѳеодосій Яновскій. Злоупотребленіе власти н излишества. Ропотъ духовенства

VII. Ѳеофанъ. Церковно-административные и ученые труды его. Правда воли монаршей. Исторія Петра Великаго. О блаженствахъ противъ ханжей и лицемѣровъ. Каноническія сочиненія. Сочиненія противъ раскола. Проповѣди. С.-Петербургская семинарія. Штатъ духовный. Устроеніе монашества и монастырей. Домовое хозяйство

VIII. Возшествіе на престолъ Екатерины I. Заносчивость новгородскаго архіепископа Ѳеодосія

IX. Доносъ псковскаго провинціалъ-инквизитора на судью архіерейскаго дома, архимандрита Маркелла Родышевскаго, въ расхищенія церковнаго имущества

X. Процессъ и низложеніе новгородскаго архіепископа Ѳеодосія. Дѣло Варлаама Овсянникова. Перемѣщеніе Ѳеофана на новгородскую каѳедру

XI. Георгій Дашковъ и Игнатій Смола

XII. Маркеллъ Родышевскій и Ѳеофанъ. Протесты Родышевскаго противъ Ѳеофана въ противностяхъ церковныхъ и государственныхъ. Отвѣты Ѳеофана

XII. Сила Дашкова. Ревизія Сѵнода, Шаткое положеніе Ѳеофана. Покровительство Остермана Ѳеофану. Коронация Петра II. Толки о патріаршествѣ. Новые протесты Родышевскаго. Отвѣтъ Ѳеофана. Дѣло Носова. Письмо Ѳеофана къ Голштинскому герцогу. Свиданіе съ Маркевичами. Дѣло Каллиста Заленскаго

XIV. Событія 1730 года. Возобновленіе протестовъ Родышевскаго. Аврамовъ. Варлаамъ.

XV. Высочайшій указъ и конференція Сената съ Сѵнодомъ объ устроеніи Сѵнода. Судъ надъ воронежскимъ епископомъ Львомъ Юрловымъ

XVI. 1731 годъ. Учрежденіе Кабинета и возобновленіе Тайной Канцеляріи. Пасквиль іеродіакона Іоны на Ѳеофана. Допросы

XVII. Возраженія Родышевскаго на Регламентъ Духовный и на указъ о монашествѣ. Московскій розыскъ

XVIII. 1732 годъ. Отбытіе двора изъ Москвы въ С.-Петербургъ. Тетради о житіи Ѳеофана. Розыскъ переписчиковъ. Подозрѣнія заговора и мятежа. Аресты

XIX. Левъ Юрловъ, Игнатій Смола, Сильвестръ Холмскій и Дашковъ

XX. Изданіе Камня Вѣры. Полемика по поводу этого издаиія

XXI. Подметное письмо съ пасквилемъ на Ѳеофана

XXII. Продолженіе розысковъ по дѣлу подметнаго письма. Новыя подозрѣнія Ѳеофана. Рѣшиловъ. Арестъ и допросы Тверскаго архіепископа Ѳеофилакта Лопатипскаго

XXIII. Продолженіе слѣдствія по дѣлу о житіи Ѳеофана и о подметномъ письмѣ

XXIV. XXV. XXVI. Постановленія объ устроеніи монашества

XXVII. Комедіи при дворѣ цесаревны Елисаветы Петровны. Подозрѣнія Императрицы. Допросы регента Петрова

XXVIII. Взглядъ на предъидущее

XXIX. Церковно-административная и ученая дѣятельность Ѳеофана

XXX. Ѳеофанъ-проповѣдникъ. Характеръ его проповѣди

XXXI. Ученый кругъ его времени. Князь Д. М. Голицынъ. Кантемиръ. Татищевъ. Сношенія ихъ между собою

XXXII. Ѳеофанъ и. Академія Наукъ

XXXIII. Отзывы иностранцевъ о Ѳеофанѣ и нѣкоторыя черты, от носящіяся къ его характеру

XXXIV. Школа

XXXV. Домовое хозяйство

XXXVI. Смерть п погребеніе Ѳеофана

XXXVII. Завѣщаніе Ѳеофана

OCR
692 ѲЕОФАНЪ ПРОКОПОВИЧЪ валомъ, свободно уже «вводитъ во всемъ неправое, тщеславное,
слабое, распутное, сластолюбное и славолюбное, языческихъ обы¬
чаевъ погибельное житіе, которое и между иностранцами испер-
ва, подъ таковымъ же многаго и безмѣстнаго упованія на благо¬
дать Божію покрываломъ, ввелъ окаянный хитрецъ свободно. По¬
смотримъ на настоящее ихъ житіе и узнаемъ и'разсудимъ: не
отъ лукаваго ли его совѣта сія дѣла ихъ и прилично ли христіа¬
намъ попускать явно, чрезъ печатныя атеистическія книжицы, низ¬
водить въ небытіе Творца своего и Бога, и облыгать вся Его бо¬
жественная творенія, дѣлай содѣйствія, въ уничтоженіе и въ по¬
праніе всего священнаго писанія, и прочія беззаконныя печатать
и разсѣвать богопротивныя книжичищи, яко же изъ гюйгенсовой
и Фонтенелевой печатныхъ книжичищъ 1) сатанинское коварство
явно есть видимо, въ нихъ же о сотвореніи міра такъ напечатано:
мірозрѣніе или мнѣніе о небесно-земныхъ глобусахъ и украше¬
ніи ихъ,—которыхъ множественное число быти описуетъ, называя
странными древнихъ языческихъ лживыхъ боговъ именами; землю
же съ Коперникомъ около солнца обращающуюся и звѣзды мно¬
гія толикими ясе солнцы быти; и особыя многія луны, во многихъ
глобусахъ, быти утверждаютъ, и на оныхъ небесныхъ свѣтилахъ,
и во всѣхъ множественныхъ описанныхъ отъ нихъ глобусахъ, та¬
ковымъ же землямъ, яко же и наша, быти научаютъ, и обитателей
на всѣхъ тѣхъ земляхъ, яко же и на нашей землѣ, быти утвер¬
ждаютъ, и поля, и луга, и пажити, и лѣса, и горы, и пропасти, и
моря, и прочія воды, и звѣри, и птицы, и гады, и всякое земле¬
дѣліе, и рукодѣліе, и музыки, и дѣтородные уды, и рожденіе и все
прочее, яже на нашей землѣ, тамо быть доводятъ. И между тѣмъ
всѣмъ о натурѣ воспоминаютъ, якобы натура всякое благодѣяніе
и дарованіе жителямъ и всей даетъ твари: и тако вкратчися хи¬
трятъ вездѣ прославить и утвердить натуру, сже есть жизнь са¬
мобытную».—Это сочиненіе Аврамова для насъ важно и потому,
что сообщаетъ всѣ тѣ біографическія подробности объ Аврамовѣ,
которыя мы привели выше.—Разсказавши о всѣхъ прежнихъ про-
эктахъ своихъ и страданіяхъ за нихъ, Аврамовъ говоритъ, что «аіцс г) О книгахъ Гюйгенса и Фонтенеля у Пекарскаго: Наука и литература
въ Россіи при Петрѣ В., ч. I стр. 282 — 283 и 511.